Необходимые общие и специальные знания и умения: 3.4. Специальные знания и умения в содержательно-операциональном наполнении модели профессиональной компетентности специалиста-психолога – Профессиональные качества психолога | Psylist.net

Содержание

2. Общие и специальные способности педагога

Как отмечал С.Л. Рубинштейн, «Процесс развития способностей человека есть процесс развития человека. Освоение человеком определенных знаний и способов действия имеет своей предпосылкой, своим внутренним условием известный уровень умственного развития — развития умственных способностей».7Это положение особенно важно для трактовки учебной деятельности. В наиболее развернутом определении, данном Б.М. Тепловым, приведены основные характеристики способностей как индивидуального свойства личности, являющегося условием успешного выполнения деятельности. Способности, согласно Б.М. Теплову, не сводятся к навыкам и умениям и отличают одного человека от другого в отношении успешности выполнения определенной деятельности.

Если, по С.Л. Рубинштейну, развитие умственных способностей есть предпосылка освоения знаний, то предпосылкой развития самих способностей, по Б.М. Теплову, выступают задатки как врожденные анатомо-физиологические особенности. Способности создаются в деятельности и проявляются в таких ее динамических характеристиках, как быстрота, глубина, прочность освоения ее средств и способов. По отношению к разным видам деятельности разграничивают общеинтеллектуальные и специальные способности. «Широко принятое определение способностей состоит в том, что это свойства индивида, ансамбль которых обусловливает успешность выполнения определенной деятельности. Имеются в виду свойства, которые развиваются онтогенетически в самой деятельности и, следовательно, в зависимости от внешних условий».

8

Исследуя эти свойства в различных видах учения, например в области музыки (Б.М. Теплов), математики (В.А. Крутецкий), рисования (В.И. Киреенко), литературы (В.П. Ягункова, Г.В. Быстрова), химии (Д.А. Эпштейн) и т.д., авторы нередко включают в определение соответствующих способностей не только своеобразие протекания психических процессов, но и некоторые черты личности.

Общий состав педагогических способностей.

Отечественные исследователи на основе рассмотренных положений С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова выделили целый набор педагогических способностей. Сопоставим основные из них, определенные Н.Д. Левитовым и Ф.Н. Гоноболиным. Так, Н.Д. Левитов выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие: способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость или быструю и точную ориентировку; организаторские способности, необходимые как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

Развивая и детализируя содержание этих пяти основных способностей, Ф.Н. Гоноболин называет уже двенадцать способностей, объединив которые, получим такие их группы. Способность делать учебный материал доступным учащимся и способность связывать учебный материал с жизнью образуют одну как бы собственно дидактическую группу способностей, соотносимых с более общей способностью к передаче знаний в краткой и интересной форме. Понимание учителем ученика, интерес к детям, творчество в работе, наблюдательность по отношению к детям — это вторая группа способностей, связанных с рефлексивно-гностическими способностями человека. Педагогически волевое влияние на детей, педагогическая требовательность, педагогический такт, способность организовать детский коллектив — это, как бы сейчас назвали, интерактивно-коммуникативные способности. Очень важная четвертая группа выделенных Ф.Н. Гоноболиным способностей включает способности, характеризующие содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя. В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецкий, который и дал им соответствующие общие определения.

9

1. Дидактические способности — способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное — простым, непонятное, неясное — понятным… Профессиональное мастерство, как мы его понимаем сегодня, включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное получение знаний, умно и тонко «дирижировать» познавательной активностью учащихся, направлять ее в нужную сторону.

2. Академические способности — способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу.

3. Перцептивные способности — способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.

4. Речевые способности — способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь способного учителя на уроке всегда обращена к учащимся. Сообщает ли учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает ли одобрение или порицание, речь его всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся.

5. Организаторские способности — это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чувство времени — умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.

6. Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, авторитет создается не только на этой основе, а, например, и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т.д.). Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т.д.), а также от чувства ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в том, что он прав, от умения передать эту убежденность своим воспитанникам.

7. Коммуникативные способности — способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (или, как бы их назвали сейчас, прогностические способности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя. Способный, опытный учитель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием свой мысли (или мысли ученика), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой).

Как видно из приведенных определений педагогических способностей, они в своем содержании, во-первых, включают многие личностные качества и, во-вторых, раскрываются через определенные действия, умения. При этом есть умения, которые включаются в содержание нескольких способностей, например, входящее в дидактическую способность умение организовывать самостоятельную работу учащихся есть, по сути, умение организовать работу других. Оно входит в организаторскую способность. Умения, раскрывающие перцептивную способность, очень близки к умениям, входящим в способность к распределению внимания, и т.д. Это может свидетельствовать о том, что в основе определенных учительских действий (умений), а тем более их совокупности, с помощью которой реализуется та или иная педагогическая функция, могут лежать несколько способностей.

Специальные способности педагога

В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой и ее школой, представляет собой наиболее полную системную трактовку. Во-первых, в этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы. Во-вторых, они определены, в отличие от всех предыдущих определений, как проявления «особой чувствительности к объекту, процессу и результатам педагогической деятельности». В-третьих, они представлены некоторой структурной организацией этой чувствительности, а не только их набором, совокупностью. В-четвертых, выделена уровневость педагогических способностей. В-пятых, в этой трактовке определена связь общих и специальных педагогических способностей, с одной стороны, и специальных педагогических и других специальных способностей — с другой.10

В этом подходе, так же как и в других, подчеркивается, что способности субъекта педагогической деятельности, формируемые и развиваемые в педагогической деятельности (хотя они могут и подавляться ею), в значительной мере определяют ее успешность. Это определяет важность их специального анализа для будущего педагога.

В трактовке Н.В. Кузьминой педагогическая система включает пять структурных элементов (цели, учебная информация, средства коммуникации, учащиеся и педагоги) и пять функциональных элементов (исследовательский, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский). Эти же элементы являются функциональными элементами индивидуальной педагогической деятельности (исследовательский, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский), что позволяет говорить о пяти больших группах способностей, лежащих в их основе.

Рассматривая педагогические способности как специфическую форму чувствительности педагога как субъекта деятельности, во-первых, к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности… и, во-вторых, к учащемуся как субъекту общения, познания, труда, Н.В. Кузьмина выделяет два уровня педагогических способностей: перцептивно-рефлексивные и проективные. Первый уровень включает три вида чувствительности: чувство объекта, связанное с эмпатией чувство меры или такта и чувство причастности. Эти проявления чувствительности лежат в основе педагогической интуиции.

Второй уровень педагогических способностей, по Н.В. Кузьминой, — проективные способности, соотносимые с чувствительностью к созданию новых, продуктивных способов обучения. Этот уровень включает гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности. При этом отмечается, что отсутствие каждой из этих способностей есть конкретная форма неспособности. Гностические способности проявляются в быстром и творческом овладении методами обучения учащихся, в изобретательности способов обучения. Гностические способности обеспечивают накопление информации учителя о своих учениках, о самом себе. Проектировочные способности проявляются в способности представить конечный результат воспитывающего обучения в заданиях-задачах, расположенных во времени на весь период обучения, что готовит обучающихся к самостоятельному решению задач. Конструктивные способности проявляются в создании творческой рабочей атмосферы совместного сотрудничества, деятельности, в чувствительности к построению урока, в наибольшей степени соответствующего заданной цели развития и саморазвития обучающегося. Коммуникативные способности проявляются в установлении контакта, педагогически целесообразных отношений. Эти способности, по Н.В. Кузьминой, обеспечиваются четырьмя факторами: способностью к идентификации, чувствительностью к индивидуальным особенностям учащихся, хорошо развитой интуицией, суггестивными свойствами. Добавим еще фактор речевой культуры (содержательность, обращенность, воздейственность). Организаторские способности проявляются в избирательной чувствительности к способам организации учащихся в группе, в освоении ими учебного материала, самоорганизации обучающихся, в самоорганизации собственной деятельности педагога.

11

Существен вывод исследователей школы Н. В. Кузьминой, что спец. педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, мышления, воображения) и что другие специальные способности, например поэтические, писательские, артистические, включаются в сферу педагогической деятельности лишь при наличии педагогической направленности и педагогических способностей в условиях их дальнейшего развития. Выделены три типа сочетания педагогических и других специальных способностей: специальные способности: а) помогают, б) нейтральны и в) мешают педагогической деятельности.

Интерес представляет подход Н.А. Аминова к трактовке способностей вообще и педагогических способностей в частности. Если в теории Н. В. Кузьминой основой дифференциации способностей является чувствительность, то для Н.А. Аминова в качестве такой основы выступает успешность. Выделяются два ее вида: индивидуальная (достижения человека по отношению к самому себе во времени) и социальная (достижения одного человека по отношению к достижениям других людей). Первый вид — это индивидуальная (ресурсная) успешность, второй — конкурентоспособность. Индивидуальная, ресурсная успешность — это способы достижения успеха, они суть инструментальные способности, в которые входят общие (перцептивные) и специальные способности. Последние, по Н.А. Аминову, включают эмоциональные, волевые, мнемические, атенционные, имажинативные способности. Собственно способности автор называет терминальными. Они обеспечивают и повышают конкурентоспособность человека. Терминальная способность к педагогической деятельности предполагает в своей структуре преобладание сопротивляемости к развитию синдрома эмоционального сгорания (истощения эмоциональных ресурсов).

Таким образом, на уровне психологического анализа педагогических способностей определены следующие основания их классификации: условия эффективности педагогической деятельности (Н.Д. Левитов, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Крутецкий), чувствительность к разным компонентам педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, А.А. Реан), валентность результата действия, соотносимая с психофизиологическими особенностями психических функций и состояний (Н.А. Аминов). Могут быть выделены и другие основания: морфологическое X. Гарднера, социологическое Дж. Холланда и др.

Оценка должности фактор знания и умения

Оценка должности – это то, что делает много шума из ничего. Это не техническая работа. Это анализ должности. По линии оценки можно прочитать специфику должности и ее функционал. Читаешь оценку должности и видишь четкую картину – какова сущность должности. Поэтому, при оценке должности, прежде всего внимательно читаем описание должности. При этом, часто ловишь себя на мысли что хочется добавить что-то свое, не свойственное должности. Будьте внимательны – читаем только описание должности, тогда все будет «ОК!». Ну что, погнали делать оценку. Но сначала некоторые правила.

Как работать с подстановочными таблицами для оценки должности (Hay Group)?

Подробнее про подстановочные таблицы

Давайте разберем это на первой таблице: «Знания и умения». Как находить нужное число, когда проводится оценка должности?

Берем должность, выбираем уровень знания и умения (например Д) и движемся по таблице к уровню «Д». Находим пересечение с управленческим навыками (например, с «1»). У нас «9» цифр. Если у нас нет ни «+» ни «-», то мы выбираем среднюю строчку. И смотрим, какой уровень коммуникаций у данной должности. Если он соответствует например «2», то это средняя точка (место пересечения в боксе со второй категорией).

Как работать с «+» или «-».

Если «+», то мы отклоняемся к большему значению на пересечении, если «-», то отклоняемся к меньшему значению на пересечении в этом боксе. Если два «+» или два «-», то остаемся в боксе. Если один «+» и один «-», то это дает (в данном случае отклонения от цифрового значения нет) опять среднее значение.

Зачем нам нужны «+» или «-»? При оценке должности мы не всегда точно можем сказать, что должность относиться к конкретному уровню. Для того, чтобы подстроиться к реалиям и быть более гибкими мы можем поставить «+» и «-» при оценке должности. Это дает возможность вносить нюансы в оценку должности. Поэтому должность либо поднимется в боксе, либо опускается.

Оценка должностей. фактор «знания и умения»

Важно! Мы никогда не рассматриваем должность в отрыве от контекста. При оценке должности нам нужно знать суть должности, чем она занимается. В какой структуре она находится, с кем взаимодействует, какие у нее полномочия и т.д. У компаний контекст процессов может быть разным, и мы всегда смотрим на должность в рамках контекста.

Обратите внимание – мы говорим в этом разделе только про специальные знания и умения при требовании к позиции! Это технические (профессиональные) специальные знания.

Важно! Еще одно дополнение. Чем ниже мы движемся по шкале «Знания и умения», тем сложнее разделить должность и человека (об этом мы расскажем чуть ниже).

Знания и умения

Итак, как мы и говорили — это первый фактор в оценке должности. Он используется для определения суммы знаний и умений, необходимых для выполнения работы в должности. Это совокупность всех знаний и навыков, опыта (независимо от способа их приобретения), необходимых для выполнения должностных обязанностей на стандартном уровне. Нам не важно, каким образом приобретены эти знания и умения. Это может быть серьезное образование, либо это отсутствие образования, но компенсируемое опытом. И в рамках требования позиции, и для выполнения функционала этого будет достаточно. Для нас важно выполнение обязанностей на стандартном уровне (должность должна выполнять функцию на 100%). Мы говорим именно про должность. Человек может чего-то не до выполнять, чего-то не знать.

Знания и умения имеет три критерия: практические (специальные знания и умения), управленческие знания, умения и навыки общения. Это важный фактор в оценке должности, так как он является стартовым и определяет всю линию оценки. В этой статье мы поговорим о специальных знаниях и умениях.

Практические (специальные знания и умения)

Чтобы человек мог выполнять свою работу, он должен обладать знаниями, умениями и навыками. Специальные знания могут характеризоваться как шириной, так и глубиной. Например, специалист может иметь очень глубокие знания в вопросе и быть экспертом. Или генеральный директор обладает очень широкими знаниями, но не обязательно имеет глубокие экспертные знания. Нет знаний очень широких и очень глубоких. Не важно, насколько часто применяет должность знания и навыки. Широкие и глубокие знания могут быть сравнимы. Мы не учитываем как часто должность использует эти знания. Мы оцениваем уровень специальных знаний, который необходим должности.

Итак, давайте разбираться, как построена оценка критерия «Знания и навыки».

Оценка должности. специальные знания и умения

Первый уровень «А»

Это базовые знания, которые приобретаются после несложных инструкций, за короткий срок времени через объяснения. Мы что-то объяснили и человек может воспользоваться этими знаниями. Мы вышли на улицу, взяли первого попавшегося человека и объяснили, что и как нужно делать и он выполняет функцию должности. Это элементарные знания и навыки (понимание инструкций, что нужно делать). Какие это должности? Это курьеры, уборщицы. Одна особенность – должность должна знать язык (иначе она (он) не поймет инструкции J)

Второй уровень «В»

Знания и навыки приобретаются в течение определенного времени (до месяца). Это очень прикладные знания. Здесь важен практический навык и прикладные знания. Чаще всего — это обучение на рабочем месте, а именно что и как нужно сделать. Это рутинные повторяющиеся операции. Как например: работа с оборудованием, которое имеет одно назначение (копировальная техника). Должность может внести небольшие изменения в настройки и все. На этом уровне, например оказывается оператор копировальной техники.

Третий уровень «С»

Знания практических методов, а так же процессов и процедур компании. Этот уровень, как правило, занимают сотрудники, имеющие образование колледжа. Должность должна знать практические методы выполнения работы или должна уметь выполнять сложившиеся практики выполнения работы в компании. Например, соотнесение счетов, делопроизводство, умение работать со специализированным оборудованием (легкая, пищевая промышленность и т.д.). Это тоже прикладные знания.

Четвертый уровень «D»

Это углубленные (зрелые), но практические знания. Здесь уже должен быть глубокий опыт работы, но пока это всё еще прикладные знания и умения. Это должности, которые приближаются к должностям профессионалов (экономистов, юристов и т.д.)

На это уровне должности должны хорошо знать, что делать и как делать. Но от них не требуется ответа на вопрос – почему это надо делать так, а не иначе. На этот вопрос отвечают должности с уровня «Е».

На уровне «D» должность может опытом компенсировать нехватку образования. Это важно! Должности на этом уровне имеют очень прикладные, но широкие знания. Но важно не только знать, но и оперировать. Должность оперирует широкими процедурами. На этом уровне идет компенсация опытом. Как правило, – это знания специалистов-универсалов (обладающих знаниями в различных прикладных областях).

Пятый уровень «Е»

Здесь есть четкое, фундаментальное разделение. Это уже профессиональные знания – это академическое образование. Важно! Это обязательное требование. Эти знания требуют понимания теоретических концепций. Они должны ответить на вопрос – а почему это так. На этом уровне должности оперируют концепциями, они высказывают определенные суждения. Они понимают и могут объяснить почему и что происходит. Должности на этом уровне читают и понимают профессиональную литературу. Какие должности относятся к этому ровню? Например, это должность финансового аналитика или врача.

Шестой уровень «F»

Глубокие профессиональные знания. Это глубокие эксперты своей области или обладают широкими знаниями в нескольких отраслях и областях. Эти должности могут не просто высказывать определенные концепции, но и предлагать другие варианты решения, выполняя которые можно достичь лучшего результата, чем ранее. По-другому можно сказать так: должности критикуют и создают новое качество. Они могут существенно и качественно повлиять на смежную область. Например, должности очень хорошо знают конструкторские решения продукта и могут повлиять на изменения стратегии продаж в организации. Это должности, которые не просто читают профессиональную литературу, они могут поспорить о том, что написано в профессиональной литературе. Они хорошо оперируют концепциями. Но сложить свои знания в стройную концепцию пока не могут. В практике это может быть старший эксперт, которых единицы в организации.

Седьмой уровень «G»

Выдающиеся профессиональные знания. Они уникальные и очень широкие. Должности могут создавать собственные концепции. Это обычно первые лица очень крупных организаций. На них ориентируются все в организации. Поэтому, как мы говорили раньше, на таком уроне должности начинают сливаться с личностью.

Эти должности, как правило, оказывают существенное влияние на мировые события. Это президенты огромных корпораций.

Восьмой уровень «H»

Их уже цитируют. Они работают в мировом масштабе. Их не будем описывать

highadvance.org

понятие, виды, формы и способы применения

Умение — это способность выполнять задачу с определенными результатами, часто в течение определенного количества времени, энергии или того и другого. Навыки часто можно разделить на общие и предметные.

Например, в области работы некоторые общие навыки могут включать управление временем, командную работу и лидерство, самостоятельную мотивацию и другие. В то время как специфичные будут использоваться только для определенной работы. Навык обычно требует определенных экологических стимулов и ситуаций, чтобы оценить его уровень, который будет показан и использован. Виды специальных знаний будут описаны в этой статье.

Специальные знания.

Общее определение

Людям нужен широкий спектр навыков, чтобы внести свой вклад в современную экономику. Совместное исследование ASTD и Министерства труда США показало, что благодаря технологии рабочее место меняется. Ученые определили 16 базовых навыков, которые сотрудники должны иметь для того, чтобы их можно было изменить.

Трудные навыки, также называемые техническими, — это любые навыки, относящиеся к конкретной задаче или ситуации. Они легко поддаются количественной оценке, в отличие от мягких, которые связаны с личностью.

Умение — это мера профессионализма работника, его специализации, заработной платы и руководящего потенциала. Квалифицированные работники, как правило, более подготовлены, более высокооплачиваемы и имеют больше обязанностей, чем неквалифицированные работники. Специальные знания — это очень нужно и важно в плане профессионального роста.

Квалифицированные рабочие имеют историческое значение в качестве каменщиков, плотников, кузнецов, пекарей, пивоваров, куперов, печатников и других профессий, которые являются экономически производительными. Квалифицированные рабочие часто проявляли политическую активность через свои ремесленные гильдии.

Факторы

Одним из факторов, который увеличивает относительный спрос на квалифицированную рабочую силу, является внедрение компьютеров. Чтобы управлять компьютерами, рабочие должны наращивать свой умственный капитал, чтобы узнать, как работает такой механизм. Таким образом наблюдается рост спроса на квалифицированную рабочую силу. В дополнение к технологическим изменениям компьютеров, введение электричества также заменяет рабочую силу (неквалифицированный труд), которая изменяет спрос на трудовые навыки.

Технологии

Технология, однако, не единственный фактор. Торговля и последствия глобализации также влияют на относительный спрос на квалифицированную рабочую силу. Например, развитая страна покупает импорт из развивающейся страны, которая использует для изготовления товара низкоквалифицированную рабочую силу. Это, в свою очередь, снижает спрос на низкоквалифицированных работников в развитой стране. Оба эти фактора могут увеличить заработную плату высококвалифицированных рабочих в развитой стране.

В Докладе о глобальном мониторинге ОДВ за 2012 год предлагается полезный подход к различным типам навыков, связанных с миром труда. Он определяет несколько основных типов навыков, которые нужны всем молодым людям: базовые, передаваемые, технические и профессиональные. Очень важен контекст, в котором они могут быть приобретены.

Базовые знания

Основными навыками, на которых они основаны, являются навыки грамотности и умения считать, необходимые для получения работы, которая окупается достаточно для удовлетворения ежедневных потребностей. Эти фонды также являются предпосылкой для продолжения образования и профессиональной подготовки, а также для приобретения передаваемых навыков, технических и профессиональных.

Знания профессионалов.

Переносимые умения

Поиск и сохранение работы требуют широкого спектра навыков, которые можно перенести и адаптировать к различным потребностям и условиям. Переносимые навыки включают анализ проблем и поиск соответствующих решений, эффективную передачу идей и информации, творческий подход, проявление лидерства и добросовестности, а также демонстрацию предпринимательских способностей. Такие умения развиваются в некоторой степени за пределами школьной среды. Тем не менее они могут получить дальнейшее развитие посредством обучения и подготовки. Специальные знания и навыки — это схожие понятия.

Технические и профессиональные

Многие работы требуют специальных технических ноу-хау, будь то выращивание овощей, использование швейной машины, кирпичная кладка или плотницкое дело, работа на компьютере в офисе и многое другое. Технические и профессиональные навыки могут быть приобретены с помощью программ трудоустройства, связанных со средним и формальным техническим и профессиональным образованием, или с помощью обучения на рабочем месте, включая традиционное ученичество и сельскохозяйственные кооперативы.

Квалифицированные работники

Под квалифицированным работником понимается любой трудящийся, который обладает особыми навыками и специальными знаниями. Он мог посещать колледж, университет или техникум. Или, возможно, такой специалист приобрел свои навыки на работе. Примеры квалифицированной рабочей силы — это инженеры, разработчики программного обеспечения, медработники, полицейские, солдаты, врачи, крановщики, водители грузовиков, машинисты, чертежники, сантехники, мастера, повара и бухгалтеры. Эти трудящиеся являются рабочими с различным уровнем подготовки или образования. Проще говоря, такой работник — это лицо, обладающее специальными знаниями.

Все рабочие места требуют определенного уровня навыков, квалифицированные рабочие привносят определенный уровень знаний в выполнение своего дела. Например, фабричный рабочий, который осматривает новые телевизоры, чтобы проверить, включаются они или выключаются, может выполнять работу, практически не зная о внутренней работе телевизоров. Однако тот, кто ремонтирует телевизоры, будет считаться квалифицированным работником, поскольку такой человек будет обладать знаниями, позволяющими выявлять и исправлять проблемы с телевизором. Наличие специальных знаний очень важно для социализации.

Человек со специальными знаниями.

В дополнение к общему использованию термина, различные агентства или правительства, как федеральные, так и местные, могут требовать, чтобы квалифицированные работники соответствовали дополнительным специализациям. Эти определения могут затрагивать такие вопросы, как иммиграция, лицензирование и право на поездки или проживание. Должности специалистов не являются сезонными или временными и требуют, как минимум, двухлетнего опыта или обучения.

Квалифицированная работа

Квалифицированная работа варьируется по типу (услуга против рабочей силы), требованиям к образованию (ученичество или выпускник колледжа) и доступности (внештатный сотрудник по вызову). Многие различия часто отражаются в названии, возможности, ответственности и (что наиболее важно) заработной плате.

Как квалифицированные, так и неквалифицированные работники жизненно важны и необходимы для бесперебойного функционирования свободного рынка и/или капиталистического общества.

Как правило, отдельные квалифицированные работники более ценны для определенной компании, чем отдельные неквалифицированные трудящиеся, поскольку квалифицированных, как правило, труднее заменить. В результате такие служащие требуют большего (в плане финансовой компенсации за свои усилия). Корпоративные менеджеры готовы повышать оплату труда, чтобы приобрести квалифицированных работников, поскольку они считают нехватку такой рабочей силы одной из самых больших проблем сегодняшнего дня.

Миграция и утечка мозгов

Все страны находятся в процессе перемен и перехода, что делает возможным миграцию квалифицированных работников из мест с более низкими возможностями в места более с благоприятными условиями труда. Хотя материалистические вознаграждения играют роль в миграции квалифицированных рабочих, именно отсутствие безопасности, возможностей и подходящих вознаграждений на родине в основном делает возможным это массовое перемещение людей, идущих из мест меньшего развития в богатые общества.

Браконьерство в сфере образования вызывает озабоченность в развивающихся странах, поскольку богатейшие государства пользуются образовательными ресурсами стран, которые меньше всего могут позволить себе потерять наиболее продуктивные годы карьеры своих высококвалифицированных специалистов. Этот фактор сдерживает инвестиции в образование как в развивающихся, так и в развитых странах, поскольку иностранные студенты и иностранные работники ограничивают возможности граждан в принимающих странах. Некоторые развивающиеся страны рассматривают миграцию отечественных специалистов за границу не как утечку, а как выгоду, «мозговой банк», из которого можно извлечь цену, поскольку эти специалисты по возвращении с накопленными навыками будут способствовать росту Родины (культурные факторы способствуют возвращению этих специалистов на короткое или длительное время).

Жизненные знания и навыки

Это способности к адаптивному и позитивному поведению, которые позволяют людям эффективно справляться с жизненными требованиями и проблемами. Эта концепция также называется психосоциальной компетенцией. Понятие сильно варьируется в зависимости от социальных норм и ожиданий сообщества, но навыки, которые функционируют для благополучия и помогают людям развиваться в активных и продуктивных членов их сообществ, рассматриваются как жизненные навыки.

Специальные знания и навыки.

Управление по оценке ЮНИСЕФ предполагает, что «нет определенного списка» психосоциальных навыков, тем не менее фонд перечисляет психосоциальные и межличностные умения, которые в целом ориентированы на благосостояние и необходимы наряду с навыками грамотности и счета. Поскольку они меняют свое значение от культуры к культуре и жизненным позициям, то считаются понятием, которое носит гибкий характер. Жизненные навыки являются продуктом синтеза: многие из них развиваются одновременно с помощью практики, например, юмора, который позволяет человеку чувствовать контроль над ситуацией и делает ее более управляемой в перспективе. Это позволяет человеку избавиться от страхов, гнева и стресса и достичь качественной жизни. Формы использования специальных знаний зависят от их типа этих.

Например, принятие решений часто включает в себя критическое мышление («какие у меня есть варианты?») и разъяснение ценностей («что для меня важно?», «как я к этому отношусь?»). Критическое мышление у нас связано со специальным научным знанием. В конечном счете, взаимодействие между навыками — это то, что приводит к мощным поведенческим результатам, особенно когда этот подход поддерживается другими стратегиями.

Жизненные навыки могут варьироваться от финансовой грамотности через профилактику злоупотребления психоактивными веществами до терапевтических методов борьбы с такими нарушениями, как аутизм. Эти вопросы относятся к специально научным знаниям.

Жизненные навыки часто преподаются в процессе воспитания детей либо косвенно, через наблюдение и опыт ребенка, либо непосредственно с целью обучения конкретному навыку. Само воспитание детей можно рассматривать как набор жизненных умений, которым можно научить или которые естественны для человека. Обучение человека навыкам, связанным с беременностью и воспитанием детей, может также совпасть с развитием у ребенка дополнительных жизненных умений и дать возможность родителям направлять своих детей в зрелом возрасте. Применение специальных знаний напрямую зависит от навыков.

Многие программы жизненных навыков предлагаются, когда разрушаются традиционные семейные структуры и здоровые отношения, будь то из-за упущения родителей, развода, психологических расстройств или из-за проблем с детьми (таких как злоупотребление психоактивными веществами или другое рискованное поведение). Например, Международная организация труда обучает жизненным навыкам бывших работающих детей и детей из группы риска в Индонезии, чтобы помочь им избежать и оправиться от наихудших форм жестокого обращения с ними. Специальные знания, умения и навыки в этом плане очень важны. Они помогают этим ребятам избавиться от привычного мировоззрения, чтобы улучшить свою жизнь и приносить пользу обществу. Цели специальных знаний таким образом заключаются в том, чтобы сделать работников более квалифицированными.

Навык человека.

Хотя некоторые программы жизненных навыков направлены на обучение профилактике определенных форм поведения, они могут быть относительно неэффективными. Основываясь на своих исследованиях, Всемирное министерство здравоохранения и социальных служб выступает за теорию позитивного развития молодежи (PYD) в качестве замены менее эффективных программ профилактики. PYD фокусируется на сильных сторонах личности, в отличие от более устаревших моделей, которые, как правило, фокусируются на «потенциальных» слабостях, которые еще предстоит показать. Задачи специальных знаний заключаются в том, чтобы обеспечивать работникам квалификацию и возможность получить достойную работу. Бюро по делам семьи и молодежи обнаружило, что люди, которые были обучены жизненным навыкам по модели позитивного развития, идентифицировали себя с большим чувством уверенности, полезности, чувствительности и открытости.

Общечеловеческие знания, навыки и умения

Что можно сказать по этому поводу? Общечеловеческие специальные знания и навыки — это модели поведения и поведенческих взаимодействий. Среди людей это общий термин для обозначения умений, относящихся к трем связанным наборам способностей: личная эффективность, навыки взаимодействия и навыки ходатайства. Это область исследования того, как человек ведет себя и как его воспринимают независимо от его мышления и чувств. Индивид далее рассматривается как динамика между личной экологией (когнитивным, аффективным, физическим и духовным измерениями) и его взаимодействием со стилями личности других людей в многочисленных средах (жизненные события, учреждения, жизненные проблемы и т. д.). Это способности эффективно общаться с людьми по-дружески, особенно в бизнесе или навыки личной эффективности. В бизнесе это связь между людьми на гуманном уровне для достижения своих целей. Как видно, использование специальных знаний важно для эффективности.

Социальные

Социальный навык — это любая компетенция, облегчающая взаимодействие и общение с другими людьми, когда социальные правила и отношения создаются, передаются и изменяются в устной и невербальной форме. Процесс обучения этим навыкам называется социализацией. Для социализации навыки межличностного общения необходимы для связи друг с другом. Межличностные навыки — это межличностные действия, которые человек использует для взаимодействия с другими людьми, которые связаны с доминированием и подчинением, любовью и ненавистью, принадлежностью к агрессии и категориями контроля и автономии. Позитивные навыки межличностного общения включают, среди прочего, убеждение, активное слушание, делегирование и руководство. Здоровый социальный интерес, который включает в себя больше, чем просто пребывание в группе, необходим для отлаженных социальных навыков. Социальная психология — это академическая дисциплина, которая занимается исследованиями, связанными с социальными навыками, и изучает, каким образом они приобретаются человеком посредством изменений в отношении, мышлении и поведении.

Общие знания

Общие знания и навыки — это сочетание умений людей, социальных и коммуникативных навыков, характера личности, отношения, карьерных качеств, коэффициентов социального интеллекта и эмоционального интеллекта среди других, которые позволяют людям ориентироваться в своей среде, хорошо работать с другими, правильно выполнять работу и достичь своих целей с помощью дополнительных навыков. Общие и специальные знания — это желательные качества для определенных форм занятости, которые не зависят от приобретенных знаний: они включают в себя здравый смысл, способность общаться с людьми и позитивное гибкое отношение.

Исследования

Специальные знания — это совокупность продуктивных личностных качеств, которые характеризуют отношения человека в среде. Эти навыки могут включать в себя социальные грации, коммуникативные способности, языковые навыки, личные привычки, когнитивную или эмоциональную эмпатию, управление временем, командную работу и лидерские качества. Определение, основанное на обзорной литературе, объясняет мягкие навыки как общий термин для этих умений по трем ключевым функциональным элементам: навыки людей, социальные привычки и личные карьерные характеристики. Национальная ассоциация бизнес-образования считает мягкие навыки критически важными для трудолюбия на современном рабочем месте. Мягкие навыки дополняют сложные, также известные как технические, для продуктивной работы на рабочем месте и мастерства повседневной жизни.

Формы использования специальных знаний были многократно исследованы психологами. Твердые навыки были единственными, необходимыми для карьерного трудоустройства, и, как правило, их можно было измерить, исходя из уровня образования, опыта работы или условий жизни. Исследование, проведенное одним университетом, показало, что 80 % достижений в карьере определяются мягкими навыками и только 20 % — трудными. Эксперты говорят, что обучение первым умениям должно начаться для человека, когда он является студентом, для того чтобы эффективно работать в своей академической среде, а также на своей будущей работе. Исследование общественного интереса предсказало, что относительно большое количество человек будут устранены из сферы занятости к 2020 году из-за отсутствия понятия специальных знаний.

Багаж знаний.

Умения

Специальные знания и умения — важная часть их индивидуального вклада в успех организации. Организации, которые имеют дело с клиентами лицом к лицу, как правило, более успешны, если они продвигают определенные программы для сотрудников, чтобы развить в них мастерство общения. Вознаграждение за личные привычки или черты, такие как надежность и добросовестность, могут принести значительную отдачу от трудящихся. По этой причине работодатели все чаще ищут мягкие навыки в дополнение к стандартным квалификациям. Некоторые исследования показали, что 75 % долгосрочного успеха в работе являются результатом мягких навыков и только 25 % — технических. Следовательно, понятие специальных знаний также важно, как и когнитивные/технические умения.

Процедурные

Процедурные или императивные знания, — это знания, используемые при выполнении какой-либо задачи. Это одна из форм специальных знаний.

В некоторых правовых системах они считаются интеллектуальной собственностью компании и могут передаваться при покупке этой компании.

Круговорот специальных знаний.

Одним из ограничений процедурного знания является его зависимая от работы природа. В результате он имеет тенденцию быть менее общим, чем декларативные знания. Например, компьютерный эксперт может иметь знания о компьютерном алгоритме на нескольких языках или в псевдокоде, но программист Visual Basic может знать только конкретные реализации этого алгоритма, написанного на Visual Basic. Таким образом, практические знания и опыт программиста на Visual Basic могут иметь коммерческую ценность, например, только для рабочих мест Microsoft. Использование специальных знаний очень важно в таких компаниях.

Одним из преимуществ процедурного знания является то, что оно может включать в себя больше чувств, таких как практический опыт, практика решения проблем, понимание ограничений конкретного решения и т. д. Таким образом, они часто могут затмить теорию. Специальные знания, умения и навыки часто являются синонимами друг друга.

как способности влияют на профессию – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

  • Интернет-магазин
  • Где купить
  • Контакты
  • Аудио
  • Новости
  • LECTA
  • Программа лояльности
Мой личный кабинет Корпорация Российский учебник Платформа LECTA Методическая помощь Вебинары Курсы Каталог Дошкольное образование Начальное образование Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Естествознание ИЗО Информатика Искусство История России Итальянский язык Китайский язык Литература Литературное чтение Математика Музыка Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир ОРКСЭ, ОДНК Право Русский язык Технология Физика Физическая культура Французский язык Химия Черчение Шахматы Экология Экономика Финансовая грамотность Психология и педагогика Внеурочная деятельность Дошкольное образование Начальное образование Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Естествознание ИЗО Информатика Искусство История России Итальянский язык Китайский язык Литература Литературное чтение Математика Музыка Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир ОРКСЭ, ОДНК Право Русский язык Технология Физика Физическая культура Французский язык Химия

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о