Нейтральный стиль речи примеры: Нейтральный стиль — это… Что такое Нейтральный стиль? – Нейтральная лексика — это… Определение, понятие, значение и примеры

Нейтральная лексика — это… Определение, понятие, значение и примеры

Стилистически нейтральная лексика — это мостик через пропасть между людьми разных профессий и слоев общества. Именно она является универсальным, закрепленным в словарях, языком взаимопонимания, поэтому важно уделить внимание ее изучению.

Определение стилистически нейтральной лексики

Степень образности языка определяется обилием его словарного состава. Чем разнообразнее пласты лексики, тем богаче речевые возможности.

В русском языке выделяется разговорная, книжная и нейтральная лексика — фундаментальный пласт слов, не прикрепленных ни к одному стилю речи.

Слова межстилевой лексики составляют, по подсчетам ученых, три четверти богатства русского языка. В словарях такая лексика, в отличие, например, от книжной, не помечена специальными значками вроде (*), что сразу сообщает о возможности употребления таких слов во всех стилях без ограничения.

  1. «В осенних лугах златое солнце опускалось за горизонт». Художественная литература. Из 8 слов предложения — 7 нейтральных и лишь 1 слово «златое» относится к книжному, высокому стилю.
  2. «Петя, быстро чеши в магазин за хлебом». Выдержка из разговора. Из 7 слов — 6 нейтральных. Слово «чеши» тоже нейтральное, но в этом тексте имеет иное значение и относится к разговорному стилю.
  3. «Для проведения реакции натрия с водой никакого катализатора не потребуется». Из 10 слов — 9 нейтральных и 1, «катализатор», специальное, научного стиля.
стили лексики

Части речи нейтральной лексики

Межстилевая лексика представлена почти всеми частями речи русского языка — как самостоятельными, так и служебными. Это еще раз подтверждает фундаментальность этого пласта в языке. Слова нейтральной лексики относятся к частям речи:

  1. Существительным: «поле», «стол», «дом», «ветер», «дружба», «сила», «час».
  2. Глаголам: «сделать», «ехать», «видеть», «переживать», «творить».
  3. Прилагательным: «синий», «нежный», «лишний», «деревянный», «северный».
  4. Наречиям: «хорошо», «по-собачьи», «очень», «видно».
  5. Местоимениям: «наш», «тот», «ты», «кто», «она».
  6. Числительным: «первый», «пятеро», «десять».
  7. Служебным словам:
  • союзам: «как будто», «то есть», «а», «но»;
  • частицам: «уж», «как», «вроде»;
  • предлогам: «для», «около», «в», «благодаря».

Не относятся к общеупотребительной лексике

Единственная часть речи, которая не может быть нейтральным словом – междометие. Примеры: «здорово», «ух», «шлеп», «здравствуйте». Эти слова изначально несут эмоциональную окраску.

Есть и такие понятия, для обозначения которых не найдется слов нейтральной экспрессии — это случаи только высокого или только низкого стиля речи. Например: «балбес», «говорун», «идиот» или «трибунал», «ораторий». Невозможно представить научную статью с введенным в контекст словом «дурак». Подобные слова изначально имеют яркую окраску, поэтому не могут быть употреблены в другом стиле речи. Нейтральные же функционируют во всех стилях.

Слова с нейтральной окраской

Где употребляется нейтральная лексика

Нейтральные лексемы используются во всех без исключения стилях разговорной и письменной речи. В научных и публицистических статьях, в учебниках, в художественной литературе, в обычной беседе – эта лексика является основой русского языка, самой устойчивой частью его словарного запаса. Например, в состав художественного авторского текста входят единицы по большей части из слов нейтрального пласта. Для примера, в тексте М. Пришвина слова, не относящиеся к нейтральной лексике, выделены.

Пример:

Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит.

А. Чехов «Ванька»

Слово «пущают» — просторечное, «стоющие» — фонетическое искажение лексемы «стоящая», но закрепленная в этом тексте на письме, может считаться также просторечным.

Межстилевая лексика имеет тематические объединения, составляющие активный словарный запас языка:

  • Временное значение: «завтра», «вчера», «столетие», «месяц», «утро», «день», «прошлое», «настоящее».
  • Значение места: «справа», «сзади», «там», «где», «дом», «страна», «остров».
  • Отрицательности: «нет», «никто», «никакой», «не», «ни».
  • Акцент на лицо: «он», «она», «ты», «я».

Нейтральная лексика помогает уберечь устную и письменную речь от вульгарности, например: «Девушка, прошествуйте к этой кассе».

Слово «прошесвуйте» высокого стиля, оно неестественно вписывается в контекст повседневной разговорной речи.

Неосторожное смешивание лексики разных стилей

Необходимо помнить об осторожности и разумности при сочетании слов разной семантической окраски в одном тексте.

Фоновая нейтральная лексика. Примеры

Стилевые отличия в языке можно увидеть только на фоне слов с нейтральной окраской. Нейтральная лексика — это белый лист, на котором видны мельчайшие оттенки других цветов. Речь может быть выразительной, образной, но в сравнении с экспрессией книжного и разговорного стиля окрашенность межстилевой лексики не так заметна. Например: «ходить» – нейтральное слово, «ступать» – высокий стиль, «слоняться» – разговорный стиль.

Авторы художественных текстов могут достигать выразительности и образности, не прибегая к экспрессивно-окрашенной лексике. Например: «Если в этих шуршащих листвой лесах умолкнуть и прислушаться к звукам вокруг себя, то можно услышать загадочные тихие шаги…»

В этом отрывке использованы слова только нейтрального стиля, но образность и красочность не потеряна. Правда, создание художественного текста только лишь при помощи общеупотребительной лексики не каждому под силу. Существование эмоционально-насыщенных пластов речи дает возможность создавать тексты особой образности.

завораживающий, образный текст

Нейтральная лексика и семантика

Относить слова к нейтральному стилю тоже нужно с осторожностью. Одна и та же лексема может иметь разное значение в зависимости от контекста и относиться к разным стилистическим пластам языка. Например:

  • «Невдалеке послышался жуткий визг тормозов». — Здесь слово «тормоза» в значении «механизм для остановки» (нейтральное).
  • «Ну вы, ребята, и тормоза!» — В этом тексте «тормоза» употреблены в переносном значении — «люди с медленным восприятием информации».

Нейтральная лексика в сказках

Сказочное мировосприятие

Сказочный текст может быть выстроен на основе нейтральной лексики — это будет не народная сказка, а авторский текст.

Например: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил царь с царицей, и была у них дочь-красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Целыми днями сидела она в светлице». В тексте есть устаревшие слова: «царь», «царица», «светлица», есть и устойчивые выражения сказочного эпоса: «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», «в сказке сказать, ни пером описать».

Полотно народной сказки состоит из слов повышенной образности, явления, описываемые в ней, часто не имеют отношения к реальному миру, являясь результатом полета фантазии человека, отражением чувственного восприятия мира. Нейтральной лексике не под силу подобная образность.

Преобладание стилистически нейтральной лексики в авторских сказках уместно, так как такие тексты обычно более спокойные, неэкспрессивные и более умозрительные.

Межстилевая лексика помогает найти взаимопонимание

Разговорная, стилистически нейтральная и книжная лексика дополняют друг друга. Стилистически окрашенные слова позволяют высказать оттенки чувств, реалии знаний узкого круга людей. Нейтральная лексика — это то, что вносит в речь точность, определенность и понятность для всех.

нейтральная лексика — это… Что такое нейтральная лексика?


нейтральная лексика
Слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски. Так, олово бродить является нейтральным по сопоставлению с книжным блуждать и просторечными шататься, шляться; будущий — по сопоставлению с книжным грядущий; взгляд — по сопоставлению с взор; глаза — по сопоставлению с очи. ср. также (на первом месте приводится стилистически нейтральный синоним): голый — нагой; доказательство — аргумент; душистый — благовонный — благоуханный;

есть — вкушать, жрать; жаловаться — сетовать;

заботиться — радеть; задержка — промедление, проволочка; кудрявый — курчавый; лгать — врать; мешать —- препятствовать; муж — супруг; надежда — упование, чаяние; напрасно — тщетно; обещать — сулить; обмануть — надуть; поединок — единоборство; смерть — кончина; умереть — скончаться; хоронить—погребать.
ср.
: общеупотребительная межстилевая лексика.

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976.

  • неизменяемые части речи
  • некратные глаголы

Смотреть что такое «нейтральная лексика» в других словарях:

  • НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА — НЕЙТРАЛЬНАЯ (от лат. neutralis – не принадлежащий ни тому, ни другому) ЛЕКСИКА. Слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, употребляемые во всех функциональных разновидностях языка в любой сфере общения, в устной и письменной речи.… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • нейтральная лексика — Ядерная лексика, противопоставленная стилистически окрашенным пластам, не имеющая особых стилистических оттенков. Она как бы цементирует лексико семантическую систему, создает единство словарного состава языка, являясь базой, определяющей… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • нейтральная лексика с обобщенным и отвлеченным значением — 1) Набор слов, характерных для научной речи, имеющих нейтральную окраску (скорость, яркость). 2) Один из элементов информационной модели функционального стиля, входящий в набор языковых средств, смоделированный с опорой на обобщенность… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • ЛЕКСИКА НЕЙТРАЛЬНАЯ — ЛЕКСИКА НЕЙТРАЛЬНАЯ. См. нейтральная лексика …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • лексика — (от греч. lexikos словесный, словарный). 1) Словарный состав языка. 2) Совокупность слов, связанных со сферой их использования. Лексика устной речи. Разговорно бытовая лексика. Лексика книжно письменной речи. Общественно публицистическая лексика …   Словарь лингвистических терминов

  • лексика нейтральная — см. нейтральная лексика …   Словарь лингвистических терминов

  • лексика — (др. греч. λεξικος ñловесный < λεξις слово, выражение, оборот речи) Совокупность слов, входящих в состав какого л. языка. 1) (словарный состав). Вся совокупность слов, входящих в состав литературного языка или диалекта. 2) Совокупность слов,… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • ЛЕКСИКА — (от греческого lexikos относящийся к слову), 1) вся совокупность слов, словарный состав языка. 2) Совокупность слов, характерных для данного варианта речи (лексика бытовая, военная, детская и пр.), того или иного стилистического пласта (лексика… …   Современная энциклопедия

  • Лексика — (от греческого lexikos относящийся к слову), 1) вся совокупность слов, словарный состав языка. 2) Совокупность слов, характерных для данного варианта речи (лексика бытовая, военная, детская и пр.), того или иного стилистического пласта (лексика… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЛЕКСИКА — (от греч. lexikos относящийся к слову) 1) вся совокупность слов, словарный состав языка.2) Совокупность слов, характерных для данного варианта речи (лексика бытовая, военная, детская и пр.), того или иного стилистического пласта (лексика… …   Большой Энциклопедический словарь

нейтральные слова — это… Что такое нейтральные слова?


нейтральные слова

Общеупотребительная, лишенная стилистической окраски лексика. Она служит базой для создания высказываний различных стилей, а также фоном для восприятия различных видов стилистической окраски. Так, нейтральная лексика в качестве базовой используется в научной речи: Вред слепыша может ощущаться в приусадебных участках, где имеются посевы картофеля.

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2010.

  • нейтральная лексика
  • неконтактный билингвизм

Смотреть что такое «нейтральные слова» в других словарях:

  • Художественный стиль речи, или художественно-изобразительный, художественно-беллетристический — – один из функциональных стилей (см.), характеризующих тип речи в эстетической сфере общения: словесных произведений искусства. Конструктивный принцип Х. с. р. – контекстуальный перевод слова понятия в слово образ; специфическая стилевая черта –… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Нейтральный стиль — – стиль, характерный для текстов, лишенных стилистической маркированности, и выделяемый в ряду: высокий – нейтральный – сниженный стили. Восходит к понятию стиля ( штиля ), которое появилось в рус. языке в XVII в., когда зародилась система стилей …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Стилистические ресурсы лексики, или лексическая стилистика — – 1) раздел лингвистической стилистики, ориентированный на описание стилистических ресурсов совр. рус. лит. языка на лексическом уровне языковой структуры (см. работы Л.В. Щербы, Г.О. Винокура, А.Н. Гвоздева, А.М. Ефимова, Д.И. Розенталя, Д.Н.… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Лексика — (от греч. λεξικός  относящийся к слову)  совокупность слов языка, его словарный состав. Этот термин используется и по отношению к отдельным пластам словарного состава (лексика бытовая, деловая, поэтическая и т. п.), и для обозначения всех слов,… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • Байесовская фильтрация спама — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Пере …   Википедия

  • Лексика — (от греч. lexikós относящийся к слову)         совокупность слов, словарный состав языка. Л. какого либо языка или диалекта изучается лексикологией (См. Лексикология) и семасиологией (См. Семасиология), Л. писателей и отдельных произведений… …   Большая советская энциклопедия

  • лексика — и, только ед., ж. 1) Совокупность слов какого л. языка, диалекта. Лексика русского языка. 2) О пластах словарного состава: совокупность слов, выделяемая по какому л. признаку (происхождение, сфера употребления, стилистическая отнесенность и т.… …   Популярный словарь русского языка

  • Категория оценки — – совокупность разноуровневых языковых единиц, объединенных оценочной семантикой и выражающих положительное или отрицательное отношение автора к содержанию речи. В общеязыковом плане О. подразумевает ценностный аспект значения языковых выражений… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Защитные механизмы (defence mechanisms) — З. м. это психол. стратегии, с помощью к рых люди избегают или снижают интенсивность таких негативных состояний, как конфликт, фрустрация, тревога и стресс. Поскольку предполагается, что большинство людей мотивировано к сокращению и ослаблению… …   Психологическая энциклопедия

  • Языково-стилистические изменения в современных СМИ — Из всех функциональных стилей русского языка наиболее заметные изменения в последние полтора десятилетия зафиксированы в СМИ, что естественно и закономерно при учете глобальных политико социальных преобразований, происшедших в России с 1985 г.… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Книги

  • Картофельная собака, Коваль Юрий Иосифович. Писатель Юрий Коваль умеет тронуть читательское сердце. Сюжеты берёт из повседневной жизни, рассказывает о вещах самых простых, слова подбирает самые нейтральные, без особых метафор, — а… Подробнее  Купить за 686 руб
  • Картофельная собака, Коваль Юрий Иосифович. Писатель Юрий Коваль умеет тронуть читательское сердце. Сюжеты берёт из повседневной жизни, рассказывает о вещах самых простых, слова подбирает самые нейтральные, без особых метафор, — а… Подробнее  Купить за 399 грн (только Украина)

Стилистически окрашенная и нейтральная лексика. 9-й класс

Ключевые слова: слово, лексика, книжная и разговорная лексика , стилистические синонимы

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Планируемые результаты:

  • предметные: научиться дифференцировать лексический материал, определять стилистическую окраску слова, подбирать стилистические синонимы;
  • метапредметные: оценивать чужую речь, ставить учебные задачи на основе соотнесения известного и нового; планировать последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; высказывать и обосновывать свою точку зрения; уметь анализировать текстовую информацию,организовывать учебное сотрудничество со сверстниками; записывать лекционный материал;
  • личностные: стремление к речевому самосовершенствованию,умение чувствовать выразительность речи, осознание ответственности за написанное и произнесённое; необходимости тщательного отбора лексического материала в процессе общения.

Ход занятия

I. Мотивация к учебной деятельности.

1. Мы знаем, что язык является средством человеческого общения. А как люди общаются с помощью языка?

— Верно: мысли облекаются в предложения, строительным материалом предложения выступает слово.

Какую роль при этом может играть слово?

— Для чего нужны слова в языке?

Стул, урок, ученик, тетрадь;
борьба, пение, расчистка, вход;
синева, мудрость, высота, ширь;
снег, град, гром, молния;
писать, учиться, найти, запеть;
лёгкий, пушистый, здоровый, весёлый;
три, седьмой, двадцать пять.

Вывод: Слова называют предметы (стол, урок, ученик, ручка), действия как предметы (ходьба, выполнение, рассылка, бегство), признаки как предметы (смелость, зелень, глубина, храбрость, мудрость, хитрость), явления (дождь, гроза, молния, град), действия (писать, слушать, бегать, думать), признаки (большой, трудный, задумчивый, синий), количество (пять, двадцать пятый, две тысячи тринадцатый), есть слова, необходимые для осуществления грамматических функций, –предлоги, союзы, частицы, например.

Но только ли?

2. А.И. Герцен в статье “Призыв к стыдливости” (1858 г.) анализировал язык периодических изданий, среди них — известного в 19 веке издания “Пчела”. Герцен говорил, в частности, о необходимости сохранения в языке газет “благопристойности, здравого смысла и человеческого достоинства”. Манера изъясняться напомнила писателю родительский дом и старого лакея Бакая.

“Покойник учил мальчишек “пчелиному” языку и, таская иногда за волосы, приговаривал: “А ты, мужик, знай: я тебе даю, а барин изволит тебе жаловать; ты ешь, а барин изволит кушать; ты спишь, щенок, а барин изволит почивать”. Этот лексикон был у него вполне выработан, и Бакай никогда не ошибался, когда надобно было сказать рубашка и когда сорочка” (см. Приложение 3 [1]).

— Как вы поняли, чему учил лакей Бакай мальчишек?

Вывод: слова, помимо лексического значения, могут нести какую-то иную, дополнительную информацию.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

Работа по группам. Вам предложены карточки с набранным текстом. Выберите себе одну. Как вы думаете, что вам предстоит сделать? (Проанализируйте текст. Какую информацию, помимо лексического значения, можно получить, рассмотрев использованную авторами лексику?)

1.— Что, ваше благородие? — сказал он мне. — Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось… А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват, — продолжал он, — но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием? (А.Пушкин)

2. Я всегда любила красивых женщин. Они нравились мне, как нравятся талантливые произведения искусства. Но заведующая детсадом не была произведением, созданным раз и навсегда. Ни на миг не расставаясь со своей удивительной мягкостью и женственностью, она все же менялась в зависимости от ситуаций. На детей она никогда не сердилась: любить их было ее призванием. А родителей нередко отчитывала. Но делала это так нежно и обаятельно, что ей подчинялись. Особенно же отцы… Они вообще стали проявлять большой интерес к проблемам дошкольного воспитания. А дома боролись за право отводить своих детей по утрам в детский сад и вечером приводить их обратно. Над Аленой стали сгущаться тучи…

Кто-то из мамаш вспомнил, что в детский сад она попала “случайно”. Ее пригласили на должность заведующей после елочного праздника в Доме культуры. В тот день заболел Дед Мороз. Студентка-заочница Алена, исполнявшая роль массовички, так взволнованно рассказала ребятам о бедном Деде, которого сразил радикулит, что многие плакали.

— Они должны уметь плакать… — говорила Алена. — Не только тогда, когда расшибают коленку. Но и когда коленка болит у кого-то другого. (А.Алексин)

3. Лиза, пришедши домой, рассказала матери, что с нею случилось, “Ты хорошо сделала, что не взяла рубля. Может быть, это был какой-нибудь дурной человек…” — “Ах нет, матушка! Я этого не думаю. У него такое доброе лицо; такой голос…” — “Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром. Ты еще не знаешь, друг мой, как злые люди могут обидеть бедную девушку! У меня всегда сердце бывает не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образ и молю господа бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти”. У Лизы навернулись на глазах слезы; она поцеловала мать свою.

На другой день нарвала Лиза самых лучших ландышей и опять пошла с ними в город. Глаза ее тихонько чего-то искали. (Н. Карамзин)

4. 14 марта 1995 года. 16 часов 05 минут (время московское).

Сегодня проснулся оттого, что за стеной играли на фортепиано. Там живет старушка, которая дает уроки. Играли дерьмово, но мне понравилось. Решил научиться. Завтра начну. Теннисом заниматься больше не буду.

15 марта 1995 года.

И плаванием заниматься не буду. Надоело. Все равно пацаны ходят только для того, чтобы за девчонками подглядывать. В женской душевой есть специальная дырка.

Ходил к старухе насчет фортепиано. Согласилась. Деньги, сказала, вперед. Она раньше была директором музыкальной школы. Потом то ли выгнали, то ли сама ушла. Рок-н-ролл играть не умеет. В квартире воняет дерьмом. Книжек много.

Посмотрим.

17 марта 1995 года.

Как меня все достали. В школе одни дебилы. Что учителя, что однокласснички. Гидроцефалы. Фракийские племена. Буйный расцвет дебилизма. Семенов лезет со своей дружбой. Может, попросить, чтобы меня перевели в обычную школу? (А.Геласимов)

5. Работа над стилем произведения – это прежде всего работа над его лексикой, так как слово - основа для понимания речи. Неясность речи есть неизменный признак неясности мысли, утверждал Л.Н.Толстой; шутя, писатель заметил: “Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог”

Стилистический подход к изучению лексики выдвигает в качестве важнейшей проблему выбора слова для наиболее точного выражения мысли. Правильное употребление слов автором представляет собой не только достоинство стиля, но и необходимое условие информативной ценности произведения, действенности его содержания. Неправильный выбор слова искажает смысл высказывания, порождая не только лексические, но и логические ошибки в речи. (И.Голуб)

Ученики делятся своими открытиями и выдвигают свои версии.

— С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

III. Обобщение и систематизация знаний и умений (лекция с элементами беседы)

— Вы правы, дополнительная информация, которую несёт слово, может быть различна. Приведём в систему наши наблюдения. Сравните две группы слов:

1) влезать – вторгаться’, высыпать – ‘появиться толпою’, застрять плотно попасть во что-н. так, что трудно высвободиться’, натя

примеры стилистического анализа научного текста

Образец стилистического анализа научного текста Гроза — атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды — молнии — сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром (иногда до шквала) . Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность. (Энциклопедический словарь) Тема: научное определение атмосферного явления — грозы. Идея: описать атмосферное явление — грозу, её особенности. Читательский адрес: от специалистов до широкого круга читателей. Вид: прозаический. Жанр: научно-справочная статья Стиль: научный (научно-популярный подстиль) . Стилистический анализ Фонетико-стилистическая характеристика. Нейтральный стиль (повествовательные невосклицательные предложения, лексико-фразеологический состав нейтральный, книжный) . Произносительные варианты соответствуют литературной норме произношения. Паузы, средняя длина синтагм (ритмика текста) в целом отвечают научному стилю (тесная связь между отдельными предложениями, логическая композиционная последовательность изложения, законченность смысловая и структурная) . Лексико-семантический анализ: Большинство слов в тексте однозначные, преобладают слова и словосочетания терминологического характера. Все слова употреблены в прямом значении, что свойственно научному стилю. В тексте нет синонимических рядов (лаконизм и точность научного стиля) . Словарный состав текста Вся лексика текста активного состава. Основной пласт составляют слова общеупотребительные (облака, предметы, осадки, град, ветер, погода) , но в тексте значительное количество лексики ограниченного употребления — атмосферные термины, что характерно для научной статьи. Основной объем текста составляет межстилевая лексика, но включаются и книжные элементы (термины) , эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика отсутствует («сухость» изложения в научном стиле) , представлена также нейтральная лексика. Кроме исконных слов, в тексте есть и заимствования: град (церк. слав.) , ветер (греч.) , пар (церк. слав.) , молния (ст. слав.) , шквал (англ.) , масса (от лат из греч.) , облако (церк. слав) , теплый (ст. -слав.) , что является характерной чертой научного стиля. В тексте употреблены фразеологизмы научно-терминологического характера — устойчивые словосочетания: водяной пар, воздушные массы, электрические разряды. Это тоже характерно для научного стиля. Изобразительно-выразительных средств и стилистических фигур в тексте нет. Словообразовательный анализ: В тексте есть производные слова, образованные морфологическим суффиксальным способом с использованием продуктивных суффиксов (-ск-, -ян-, -н-). Субъективных суффиксов и контекстуальных образований нет (научный стиль) . Морфологический анализ: В тексте преобладают имена (существительные) над глаголом. Это специфика научного стиля. Употреблены существительные в сочетании с прилагательными в функции определения (в том числе устойчивые сочетания) , что объясняется краткостью и большой информативностью научного стиля. Прилагательные в тексте в основном относительные, преобладают прилагательные, образующие устойчивые терминологические сочетания с существительными (воздушные массы, водяной пар и т. д) . Составные термины — признак научной речи. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ <a rel=»nofollow» href=»http://www.distedu.ru/mirror/_rus/www.mediaterra.ru/rhetoric/04_sti1a.htm» target=»_blank»>http://www.distedu.ru/mirror/_rus/www.mediaterra.ru/rhetoric/04_sti1a.htm</a>

Изучение юридического дискурса в плане интерпретации юридических терминов имеет большое значение в настоящее время, поскольку понятийный объем некоторых лексических единиц структурируется неадекватным срособом. Часто преобладает не научное, а обыденное (многозначное) понимание и толкование терминов, что недопустимо при разработке юридических документов, законов, статей кодексов и др. Проблема интерпретации в области права и юриспруденции, с одной стороны, сохраняет особенности, присущие образцам научного рассуждения, с другой стороны, приобретает специфику этой профессиональной сферы человеческой деятельности.

Author: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *