Научный текст русский язык: Научный стиль: понятие, признаки и примеры – Научный стиль — Википедия

Русский язык. Изучаем научный текст. Введение (Ю. Г. Смирнова)

Издание адресовано студентам бакалавриата технических вузов, изучающих русский язык. В книге представлены важнейшие разделы, посвященные изучению особенностей научно-технического текста.

Оглавление

© Ю. Г. Смирнова, 2016

ISBN 978-5-4483-4594-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Данное пособие адресовано студентам бакалавриата технических вузов, изучающих русский язык. В книге представлены важнейшие разделы, посвященные изучению особенностей научно-технического текста.

Текст (от лат. textum – связь, соединение) – это результат говорения или письма, продукт речевой деятельности; основная единица коммуникации, которой человек пользуется в процессе речевого общения. Текст, как правило, обладает единством темы и замысла, относительной законченностью, связностью, внутренней структурой – синтаксической (на уровне сложного синтаксического целого и предложения), композиционной и логической. Текст всегда характеризуется отнесенностью к тому или иному стилю – разговорному, публицистическому, научному и др. По объему тексты, как правило, больше предложения.

В рамках изучения дисциплины «Русский язык» студентам даются сведения о тексте и его типах, а также понятия композиции текста, его темы и т. д.

Текст в данном учебном пособии выступает как материал для развития разных видов речевой деятельности, содержательная основа речи и как объект иллюстрации функционирования языковых единиц.

Издание может быть использовано не только на практических занятиях, но и в самостоятельной работе студентов при изучении соответствующих разделов дисциплины «Русский язык». В основу книги положен переработанный, дополненный и расширенный материал учебного пособия «Русский язык в техническом вузе» (2009).

Язык научных текстов.

Современный русский язык – сложное явление. Он реализуется в самых различных вариантах словоупотребления. В настоящее время принято разграничивать:

  1. язык художественной литературы – прозы, поэзии, драматургии;

  2. устные формы литературно нормированной речи;

  3. функциональные стили книжно-письменного языка – публицистический, официально-деловой, научный.

Каждый из этих вариантов литературного языка характеризуется особой функциональной направленностью речи (создание художественных образов, непосредственное речевое общение, политическое воздействие общение, политическое воздействие, обмен научной информацией, организация и управление на основе правовых норм и т.д.), составом языковых средств, а также особенностями их статистического распределения в текстах того или иного типа.

Использования языковых средств в пределах функциональных стилей подчиняется исторически сложившимся традициям словоупотребления. Правомерно говорить о двух уровнях норм литературного языка – нормах общелитературных и внутри стилевых. Например, употребление предлогов

благодаряисогласнос существительными в форме дательного падежа (благодаря содействию, согласно решению) является общелитературной, вне стилевой нормой. Однако неправильное употребление этих предлогов с формой родительного падежа ещё, к содержанию, довольно распространено в деловых текстах (благодаря содействия, согласно решения).

В то же время предпочтение, отдаваемое в деловой речи оборотам типа оказать поддержку, допустить перерасход (вместо глаголов поддержать, перерасходовать), вполне оправдано и поэтому стало внутри стилевой нормой, хотя и не рекомендуется в художественной или публицистической речи.

Таким образом, в качестве языковой нормы могут выступать такие варианты, которые наиболее удобны, уместны, целесообразны, а потому наиболее предпочтительны в той или иной речевой ситуации.

Сегодня наука – важнейший фактор жизнедеятельности человека так или иначе, практически каждый из нас ежедневно сталкивается с результатами её исследований, переживает издержки созданных на её основе техники и технологии.

Специфическими чертами научного стиля принято считать:

  1. подчеркнутую логичность изложения;

  2. отвлеченность, обобщенность;

  3. смысловую точность, объективность изложения.

Цель научной речи – строго объективное описание факторов деятельности, исчерпывающее изложение каких-либо понятий, систематизация знаний.

М.Н. Кожина считает, что важнейшим функциональным принципом научной речи является комплексная абстрактизация. «Это такое явление научной речи, когда целый ряд языковых средств каждого небольшого текста (например, в пределах предложения)-и лексических, и грамматических, и иных – “направлен” на выражение отвлеченности и обобщенности мысли» (М.Н. Кожина. Стилистика русского языка. М., 1993г.).

Отвлеченность и обобщенность проявляются прежде всего в том, что почти каждое слово выступает в научном тексте и учебной литературе как обозначение отвлеченного понятия или абстрактного предмета – “скорость”, “время”, “предел”, “количество”, “качество”, “закономерность”, “развитие”. Часто подобные слова употребляются во множественном числе, что для других стилей не характерно: “величины”, “частоты”, “силы”, “длины”, “широты”, “пустоты”, “скорости”.

Отвлеченно-обобщенный характер лексики подчеркивается и специальными лексическими единицами (“всякий раз”, “обычно”, “как правило”, “всегда”, “регулярно”) и грамматическими средствами (неопределенно-личными предложениями, пассивными конструкциями). Например, «семена кукурузы

высеивают в лотки, заполненные почвой, ивыдерживаютпри пониженной температуре.»

Обобщенность и отвлеченность собственно научного стиля не означает, что ему противопоказана образность.Крупные ученые, как правило, способны не только к логическому выражению мыслей, но и обладают весьма развитым воображением, способны в ярком образе просто и доступно дать сложнейшую научную информацию. Особенно часто образность появляется в научных работах в области гуманитарного знания (литературоведение, история, философия, в естественных описательных науках география, химия, геология.)

Образность научной речи – явление историческое. Свидетельство тому – стершиеся ныне термины – метафоры, которые в момент возникновения, без сомнения, были ярким образным средством выражения – «язычок», «пестик», «зонтик» (биология), «муфта», «гусеница», «лапа», «подошва», «хребет» (геология).

Чаще других образных средств в научном стиле используется сравнение, т.к. оно является одной из форм логического мышления. Разумеется, оно не преследует цели создания художественного образа, а призвано пояснить, проиллюстрировать явление. Сравнения в научном стиле точны, содержат термины, оформляются при помощи специальных средств («подобно», «как»). Например: «Такие» молекулы, снующие взад и вперед в беспорядочном движении, веду себя подобно мыши, «отщипывая» от медленно движущегося предмета не больше порции количества предмета небольшие порции количества движения» (Э. Роджес «Физика для любознательных» Перев. с анг. М., 1972г.)

Отвлеченность и обобщенность стиля научной речи проявляется в специфике употребления языковых единиц.

Так, для глагола характерного использование:

  1. настоящего временного: «Углерод составляет… самую важную часть растения.»

  2. форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа. В результате появляются синонимичные структуры: «мы можем привести примеры», — «мы можем привести пример», «исследуют системы» — «исследуются системы».

  3. Глаголов несовершенного вида, имеющих по сравнению с совершенным видом более отвлеченно — обобщение значения.

  4. Глаголов и местоимений в третьем лице, т.к. первое и второе весьма конкретны. Исключение составляет авторское местоимение «мы» и соответствующая ему личная форма глаголов, употребляемые как выражение скромности и признака объективности изложения.

Использование имени существительного и прилагательного также специфично в научной речи.

Подчеркнутая логичность научной речи – ещё одна её специфическая черта. Реализуется этот принцип применением следующих средств:

  1. связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательными местоимениями;

  2. употребление наречий, указывающих на последовательность течения «мысли», «сначала», «прежде всего», «далее», «потом»;

  3. использование водных слов – «следовательно», «во — вторых», «наконец», «итак», «таким образом»;

  4. употребление союзов – «так как», «потому что», «чтобы»;

  5. использование конструкций и оборотов связи – «Теперь остановился на свойствах…», «Перейдем к рассмотрению вопроса…».

Подобные конструкции позволяют собраться с мыслями. Требование строгой логичности научного текста обусловливает преобладание в нем сложных предложений с союзной связью, особенно сложноподчиненных.

Формами реализации научного стиля, его жанрами (фр. Genre– род, вид) являются монографии, научные статьи, диссертации, рефераты, тезисы, доклады на научных конференциях, техническая документация, которая используется в производстве, лекции и семинары, учебники и учебные пособия, методические рекомендации, обслуживающие учебный процесс в вузах и т.п.

По преимуществу научная, техническая, учебная речь – это речь письменная. Использование устной формы (доклад, лекция, семинар) требует строгой ее кодификации. Язык научного стиля необходимо дополняется чертежами, схемами, графиками, условными обозначениями, формулами, диаграммами и т.д.

Основными способами создания жанров научной литературы является описание и рассуждение. В соответствии с современной терминологией описание, рассуждение, повествование называют типами речи.

Открытое образование — Русский язык как иностранный (научный стиль речи)

  • 10 недель
  • от 5 до 6 часов в неделю
  • 2 зачётных единицы

Курс формирует навыки правильного использования грамматических конструкций при составлении научно-технических текстов, расширяет знания базовой грамматики русского языка, развивает профессиональные коммуникативные способности.

О курсе

Курс «Русский язык как иностранный (научный стиль речи)» посвящен изучению основных грамматических конструкций научного стиля речи, в частности конструкций его технического подстиля. Основная цель курса заключается в том, чтобы сформировать у иностранных учащихся навык грамотного написания  научных текстов, имеющих физико-техническую направленность.

При объяснении материала курса используются такие инновационные технологии, как метод грамматических моделей и структур, «конструирование» научного текста в рамках заданной тематики с использованием блоков тематических грамматических конструкций.

По окончании изучения курса учащиеся смогут достичь следующих результатов:

1)      развить навыки правильного использования грамматических конструкций, часто употребляющихся в научно-технических текстах;

2)      сформировать умение грамотно составлять научные тексты, имеющие физико-техническую направленность.

Дайте возможность вашему знанию русского языка работать на Вас!

Формат

Курс включает цикл видеолекций, в которых объясняется грамматика частотных конструкций научного стиля речи, правила составления научных текстов с этими конструкциями, а также тренировочные и контрольные тестовые задания.

Курс рассчитан на 10 учебных недель. Недельная учебная нагрузка обучающегося составляет 6 часов. Общая трудоемкость курса – 2 зет.

Информационные ресурсы

Рекомендуемая литература по курсу:

1.        Аросева Т.Е., Рогова Л.Г., Сафьянова Н.Ф. Научный стиль речи: технический профиль: пособие по русскому языку для иностранных студентов. М.: Русский язык. Курсы, 2015.

2.        Петрова Г.М. Русский язык в техническом вузе: учебное пособие для иностранных учащихся. М.: Русский язык. Курсы, 2015.

3.        Соловьева Е.В., Арбатская О.А., Середина Н.П. Спектр: пособие по чтению и развитию речи для иностранных учащихся технических вузов. М.: Русский язык курсы, 2013.

4.        Соляник О.Е. Вектор: учебное пособие по русскому языку для иностранных учащихся технических вузов. М.: Русский язык. Курсы, 2014

Программа курса

Неделя 1. Классификация предметов и явлений. Формулирование определения понятия.

В рамках данной темы происходит изучение грамматических конструкций классификации предметов и явлений, вырабатывается навык формулирования определения понятий, приобретается навык создания научных текстов с использованием конструкций классификации предметов и явлений.

Неделя 2. Описание состава и количественной характеристики предмета.

В рамках данной темы изучаются грамматические конструкции состава и количественной характеристики предмета. В конце занятия сначала совместно с преподавателем, а затем самостоятельно учащиеся научатся создавать текст-описание.

Неделя 3. Качественная характеристика предмета.

В этом разделе речь пойдет о грамматических конструкциях качественной характеристики предмета. В процессе освоения темы учащиеся научатся создавать научные тексты-описания с этими конструкциями.

Недели 4-5. Описание связи и взаимосвязи предметов, явлений.

В рамках данной темы учащиеся узнают, какие грамматические конструкции связи предметов, явлений можно использовать при написании научно-технических текстов. По итогам изучения раздела будет сформирован навык составления текста-описания с конструкциями связи и взаимосвязи предметов, явлений.

Недели 6-7. Сравнение и сопоставление предметов или явлений.

В этом разделе учащиеся изучат грамматические конструкции сравнения, сопоставления предметов, явлений, процессов и научатся создавать научные тексты-описания с использованием этих конструкций.

Недели 8-9. Применение предметов и явлений.

Последний класс грамматических конструкций, который учащиеся изучим в рамках курса, – это конструкции применения предметов или явлений. Результатом освоения этой темы будет развитие навыка написания текста о применении предмета.

Неделя 10. Создание научно-технического текста с использованием конструкций научного стиля речи.

В рамках завершающего раздела курса обучающиеся вспомнят все изученные ранее грамматические конструкции и создадут научно-технический текст, используя эти конструкции.

Результаты обучения

Индекс

Формулировка

РО-1

Усвоение основных общеупотребительных физических терминов и словосочетаний

РО-2

Развитие навыка правильного использования грамматических конструкций, часто употребляющихся в научно-технических текстах

РО-3

Формирование умения грамотно составлять научные тексты, имеющие физико-техническую направленность

Формируемые компетенции

Индекс

Формулировка компетенции из образовательного стандарта

 

10.03.01 Информационная безопасность

ОК-7

Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, в том числе в сфере профессиональной деятельности

 

14.05.02 Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг

УК-4

Способность применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранных языках, для академического и профессионального взаимодействия

Часто задаваемые вопросы

  • Когда я получу доступ к лекциям и заданиям?

Зарегистрировавшись, вы получите доступ ко всем видео, тренировочным заданиям и тестам. Задания по взаимной оценке сокурсниками можно сдавать и проверять только после начала сессии.

  • Что я получу, оплатив сертификацию?

Оплатив сертификацию, вы получите доступ ко всем материалам курса, включая оцениваемые задания. После успешного прохождения курса на странице ваших достижений появится электронный сертификат. Просто ознакомиться с содержанием курса можно бесплатно.

  • Нужно ли специальное программное обеспечения для прохождения курса?

Для прохождения курса специальное программное обеспечение не требуется.

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА, ТЕМА УРОКА: НАУЧНЫЙ ТЕКСТ

Тема урока: Научный текст.

Задачи урока.

 Знать понятие «научный текст» как вид текста, особенности научного текста (числа, термины, сухость изложения, похожесть на статью из энциклопедии).

Уметь распознавать научный и художественный тексты,  рассуждать, формулировать выводы, сравнивать; развивать беглое осознанное чтение.

Планируемые результаты

Предметные: различие научного и художественного текста.

Метапредметные: личностные УУД: формирование ценностно-смысловой ориентации.

Оборудование.

Учебник русского языка 2 часть, дидактические карточки с заданиями для групп, памятки №1и №2, клей, А4 листы.

                       ХОД  УРОКА

  1. Организационный момент.

Учитель. Посмотрите на доску и расшифруйте тему урока.

ЙЫНЧУАН ТСКЕТ

Ученики. Научный текст.

Учитель. Каковы задачи урока.

Ученики. Знать, что такое научный текст, его особенности, уметь отличать его от других текстов.

Учитель. Сегодня на уроке вы не только научитесь распознавать научный текст, но и  будете учиться рассуждать, делать выводы и в конце урока составите из предложенных заготовок свой научный текст.

  1. Актуализация знаний.

Учитель. Вспомните, что такое научный текст.  Кто забыл, воспользуйтесь памяткой №1.

Ученики. Текст, в котором сообщаются точные сведения о каком-либо явлении или животном.

Учитель: Какие еще виды текстов вы знаете?

Ученики: Повествование и описание.

Учитель: Какие особенности этих текстов вы знаете?

Ученики: Повествование – автор рассказывает о каких-либо событиях, в этом тексте часто используются глаголы. Описание – описание чего-либо или кого-либо, чтобы читатель смог это представить, часто используются прилагательные и используются приемы сравнения, так как сравнение помогает лучше представить то, что описывается.

Мы с вами вспомнили, какие  виды текстов нам известны, а сейчас мы применим наши знания на практике и поработаем с разными видами текстов.

  1. Работа по учебнику.

Учитель: Откройте учебники на странице 76 упражнение 32. Прочитайте 1 текст «Тетерева».

Ученики: Чтение вслух.

Учитель: Найдите и назовите все прилагательные в начальной форме. Слова на карточках вывешиваются на доске в левой стороне.

Ученики: Весёлый, зимний, янтарный, ночной, глубокий, пушистый, березовый, освещенный, украшенный, кружевной, душистый, чистый, красивый, большой, дружный, глубокий, злейший.

Учитель: Какой это текст? Почему?

Ученики высказывают свое мнение. Повествование.

Учитель: Знакомы ли тебе другие тексты этого автора? О чем он обычно писал? Найдите в учебнике.

Ученики: О природе. Страница учебника 14,17,24.

     Учитель: — Автор – наблюдательный человек? (Да)

  —  Чувствуется ли в его текстах очень точный взгляд ученого? (Да)

 —  Найдите в тексте такие выражения и сравнения, которых не бывает в научном тексте. Зачитайте их (выборочное чтение).

Ученики: Заиграло, веселое солнышко, зажгло янтарным светом, красавцы тетерева, кружевным инеем, на чистой скатерти снега, крестики своих следов.

Учитель: А какой абзац можно поместить в научный текст? (Последний)

— А теперь прочитайте текст 2 страница 78.

Ученики читают вслух.

Учитель: Найдите и назовите все прилагательные в начальной форме. Слова на карточках вывешиваются на доске в правой стороне.

Ученики: Средний, стройный, подвижный, большой, крупный, отличный, черный, металлически-синий, зеленый, нижний, поперечный, рулевой, рыжевато-серый, короткий, молодой.

Учитель: Сравни оба столбика. В каком из них больше слов, которые передают восприятие и чувства автора? (1)

Учитель: А в каком столбике слова нужны для того, чтобы точнее рассказать о птицах? (2)

Учитель: Какой из двух текстов лучше читать на уроке по литературному чтению (1), а какой использовать для сообщения по окружающему миру? (2)

Физкультминутка

  1. Практическая работа по теме.

1 группа.

Прочитать тексты и найти только научные. Доказать почему именно эти тексты?

2 группа.

Из данных предложений составить научный текст.

Деформированный текст. Предложения разрезаны и лежат в конверте.

Бурундук значительно меньше белки по размерам, длина его тела всего 13-15 см. Длина хвоста около 10см. В течение лета и осени бурундук делает запасы сухих кормов. Он накапливает более 4 кг разных кормов, которые хранятся в образцовом порядке: отдельно семена трав, кедровые орешки, зерно. К началу зимы бурундук засыпает и спит до весны. Просыпается в марте – апреле и, питается готовыми запасами, быстро восстанавливает свои силы.

3 группа.

В конверте предложения двух текстов художественного и научного. Выбрать предложения для научного текста.

Лебедь-кликун – перелетная птица. Ранней весной начинается прилет кликунов из мест зимовки. Вскоре после прилета каждая пара занимает определенный, довольно обширный участок, на котором устраивает гнездо. Местами гнездования лебедя-кликуна являются крупные озера, сильно заросшие у берегов тростником. Иногда лебеди гнездятся на небольших заросших прудах.

Легкокрылая снесла семь крупных зеленоватых яиц и села на них, чтобы высидеть птенцов. А Белопух стал зорко охранять гнездо. Он никого,  даже пичужек, не подпускал близко. А когда однажды, по неопытности, к нему приблизилась молодая ондатра, он так ущипнул ее за хвост, что та заверещала и чуть не захлебнулась от страха. И уж конечно, больше никогда не приближалась к жилищу Белопуха.

4 группа.

Вставить подходящие по смыслу слова так, чтобы получился научный текст (сообщение на окружающий мир).

Ежи — ……………………………животные. Они бывают………………………Все они — ……………………………Живут они в ………………………………………В России обитают……………………ежи. …………………………… ёж — он всем знаком.  На юге нашей страны живет ………………….ёж. Он от всех ежей отличается……………………………………

Слова для справок: разные, насекомоядные, млекопитающие, не похожие друг на друга, обыкновенный, в Европе, в Азии, в Африке,  ушастый, большими ушами.

Ежи – млекопитающие животные. Они бывают разные, не похожие друг на друга. Все они – насекомоядные. Живут они в Европе, в Азии, в Африке. В России обитают разные ежи. Обыкновенный ёж – он всем знаком. На юге нашей страны живет ушастый еж. Он от всех ежей отличается большими ушами.

  1. Проверка результатов.

Каждая группа рассказывает о проделанной работе.

  Учитель.  Молодцы ребята. Вы замечательно поработали. В жизни нам предстоит работать с разными источниками информации и для того чтобы вы могли использовать полезную информацию, были успешны и уверенны в этой информации вам необходим этот урок. Он поможет вам на уроках окружающего мира, на кружке краеведенья, а так же на других уроках. Мы будем работать дальше над этим.

6.Итог урока.

Учитель. Что такое научный текст?

Может ли научный текст содержать авторское отношение, его чувства?

Где можно встретить научный текст?

Чему учились?

Ученики. Учились распознавать научный текст, его особенности, уметь отличать его от других текстов.

Учитель. Что показалось сложным? Что понравилось больше всего? Понравился ли урок, отобрази свое настроение на шаблоне с лицом человечка. Поднимите вверх.

ОЦЕНКИ ЗА УРОК.

1 группа

Прочитать тексты и найти только научные. Доказать почему именно эти тексты?

  1. У тушканчика-прыгуна длина тела 13-17см, хвост – 19-22 см. Мех у него желтовато-серый. Чёрная часть на хвосте отделена от основной части хвоста светлым колечком. Тушканчик-прыгун обитает в различных степях. Питается этот зверёк семенами, зелёными частями растений и луковицами растений, а также насекомыми и их личинками. Имеет от одного до семи детёнышей, продолжительность жизни не превышает трех лет.

2.    Легкокрылая снесла семь крупных зеленоватых яиц и села на них, чтобы высидеть птенцов. А Белопух стал зорко охранять гнездо. Он никого,  даже пичужек, не подпускал близко. А когда однажды, по неопытности, к нему приблизилась молодая ондатра, он так ущипнул ее за хвост, что та заверещала и чуть не захлебнулась от страха. И уж конечно, больше никогда не приближалась к жилищу Белопуха.

3. Красногрудый нырок – крупная массивная утка, весом от одного до двух килограммов. Самца легко отличить  по большой ярко-рыжей голове, красному клюву и красным лапам, по чёрной груди и чёрному брюху. Самка – однообразной серо-буроватой окраски. Питается нырок исключительно зелёными частями растений и водорослями.

4. Я пошёл на озеро купаться. Гляжу – нырок учит своих утят уплывать от людей. Нырок плывёт, как лодка, а они ныряют. Они нырнут, а он на то место приплывёт и глядит по сторонам. Наконец они вынырнули около камышей, заплыли в камыши, а я стал купаться.

2 группа.

Из данных предложений составить научный текст.

Деформированный текст. Предложения разрезаны и лежат в конверте.

3группа.

В конверте предложения двух текстов художественного и научного. Выбрать предложения для научного текста.

4 группа. 

Вставить подходящие по смыслу слова так, чтобы получился научный текст (сообщение на окружающий мир).

Ежи — ……………………………животные. Они бывают………………………Все они — ……………………………Живут они в ………………………………………В России обитают……………………ежи. …………………………… ёж — он всем знаком.  На юге нашей страны живет ………………….ёж. Он от всех ежей отличается……………………………………

Слова для справок: разные, насекомоядные, млекопитающие, не похожие друг на друга, обыкновенный, в Европе, в Азии, в Африке,  ушастый, большими ушами.

Лебедь-кликун – перелетная птица.

 Ранней весной начинается прилет кликунов из мест зимовки.

 Вскоре после прилета каждая пара занимает определенный, довольно обширный участок, на котором устраивает гнездо.

 Местами гнездования лебедя-кликуна являются крупные озера, сильно заросшие у берегов тростником.

 Иногда лебеди гнездятся на небольших заросших прудах.

Легкокрылая снесла семь крупных зеленоватых яиц и села на них, чтобы высидеть птенцов.

 А Белопух стал зорко охранять гнездо.

 Он никого,  даже пичужек, не подпускал близко.

А когда однажды, по неопытности, к нему приблизилась молодая ондатра, он так ущипнул ее за хвост, что та заверещала и чуть не захлебнулась от страха.

 И уж конечно, больше никогда не приближалась к жилищу Белопуха.

Бурундук значительно меньше белки по размерам, длина его тела всего 13-15 см.

 Длина хвоста около 10см.

 В течение лета и осени бурундук делает запасы сухих кормов.

 Он накапливает более 4 кг разных кормов, которые хранятся в образцовом порядке: отдельно семена трав, кедровые орешки, зерно.

 К началу зимы бурундук засыпает и спит до весны.

 Просыпается в марте – апреле и, питается готовыми запасами, быстро восстанавливает свои силы.

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о