Научный описание текст: Научный стиль: понятие, признаки и примеры – Научный Стиль: Примеры Из Литературы

Конспект урока по русскому языку по теме «Текст-описание. Художественное и научное описание.»

Русский язык

Учитель: Стукачёва Алла Викторовна

Дата: 06.03.2018г.

Класс: 3

Урок № 117.

Тип урока: открытие «нового» знания

Тема: Текст – описание. Художественное и научное описание (общее знакомство).

Цель урока: создать условия для формирования представлений о роли имён прилагательных в тексте, отличиях художественного и научного описания, совершенствования умения правильно использовать в речи имена прилагательные, для достижения планируемых результатов учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные

— формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к своему классу, ответственности, инициативности, толерантности

— формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу по русскому языку

— формирование эстетических потребностей и чувств при работе с художественными текстами

— развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости

— развитие навыков сотрудничества с педагогом и сверстниками в различных ситуациях на уроке

Метапредметные

познавательные

— формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

— формирование умения строить сообщение в устной и письменной форме

— формирование умения осмысленного восприятия художественных и научных текстов

— формирование умения строить рассуждения

— формирование умения обобщать, сравнивать и анализировать, выделять существенные признаки каждого стиля

Регулятивные

— развитие способности принимать и сохранять учебную задачу, решать её под руководством учителя

— формирование умения учитывать установленные правила при работе в группах

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей

— развитие способности адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей

— формирование умения различать способ и результат действия

Коммуникативные

— формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

— формирование умения выслушивать и учитывать разные мнения, дополнять и корректировать их

— формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, строить высказывание

— формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

— формирование умения контролировать действия партнёров

Предметные

— формирование представлений о роли имён прилагательных в тексте

— формирование первоначальных представлений об особенностях художественного и научного описания

— формирование умения опознавать художественное и научное описание

— формирование умения выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка

— формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, карточки с индивидуальными и групповыми заданиями (у уч-ся), клей на столах у каждой группы, листы рефлексии на каждом столе, листы самооценки, памятки работы в группах, листочки двух цветов (для берёзки). У уч-ся тетрадь, карандаш, ручка.

Ход урока:

1. Оргмомент.

У нас на парте все в порядке:

Альбомы, книги и тетрадки.

Готовы мы начать урок,

Звени скорей для нас, звонок!

2. Актуализация опорных знаний о частях речи.

Прочитайте стихотворение.

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная,

Опишу любой предмет –

В этом равных со мною нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить

Мною нужно дорожить!


— Какой раздел мы изучаем? (Имя прилагательное).


Работаем в парах. Вспомни, что знаем об имени прилагательном.

Вопрос

Варианты ответа

1. Что такое имя прилагательное?

а) Часть слова.

б) Член предложения.

в) Часть речи.

 

2. Что обозначает  имя прилагательное?

а) Признак предмета.

б) Предмет.

в) Действие предмета.

3. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

а) Какой? Какая? Какое? Какие?

б) Кто? Что?

в) Что делать? Что сделать?

4. С какой частью речи связано по смыслу прилагательное в предложении?

а) Глагол.

б) Имя существительное.

в) Имя прилагательное.

Алгоритм работы с таблицей в паре:

1.     Поочерёдно задайте друг другу вопросы.

2.     Выберите правильный ответ из предложенных вариантов в правом столбике.

3.Работа со словом из словаря.

Отгадайте загадку.

Кто тебя не знает,

Полевой цветок:

Белые реснички,

Золотой глазок. (Ромашка.)

— Найдите слово ромашка в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом ромашка, запишите.

— Запомните написание этого слова.

4. Самоопределение к деятельности.

Прочитайте два текста о ромашке. (Упр. 119, с.68.)

Определите тип текстов.

— Сформулируйте тему урока. (Художественное и научное описание.)

— Чему мы должны научиться? (Научиться различать художественное и научное описание.) 5. Заполнение таблицы ЗУХ.

1

1

1

2

2

2

3

3

3

— Возьмите таблицу ЗУХ. (Знаю, узнал, хочу узнать)

— Запишите коротко каждый в свою таблицу: что вы знаете по данной теме. (1- ый столбик)

6. «Открытие» детьми нового знания.

Работа в группах.

— Давайте будем решать эту проблему. Выясним, каким же может быть описание.

— Сейчас мы выполним задания в группах. Эти группы мы сформировали заранее, выбрав командира большинством голосов. Помните о правилах дружной работы!

(Памятки на столах у каждой группы и на экране).

— Я вам выдам различные тексты. ( Жёлтые листы) Каждая группа читает свой текст и отвечает на вопросы к нему. Договоритесь, кто будет читать, кто записывать ответы в таблицу, кто подбирать картинку. Обсуждать будете все вместе. В случае разногласий ответственных назначит командир, он же выбирает отвечающего.

— Проверим, как каждая группа справилась с заданием. (Отчёт групп)

— Какие будут замечания или дополнения у других групп? (по ходу проверки)

— О чём говорится в этих текстах? (о берёзе)

— Одинаковый ли стиль речи используется в них? (нет)

— Можно все тексты назвать описаниями? (можно)

— Каким же бывает описание? (Художественным и научным)

— В каком тексте только сообщаются сведения о берёзе? ( В научном)

— А в каком автор делится своими впечатлениями о ней? (В художественном)

7. Физкультминутка под музыку.

Весенние берёзки просыпаются (поднять руки вверх),

И мило солнцу улыбаются (помахать руками над головой),

Летние – косички заплетают (перекрёстные движения руками перед грудью),

Ветерок серёжками играет (руки перед грудью, потрясти кистями),

С осенних — листочки облетают (руки над головой, опустить руки вниз),

Кружась, листочки улетают (покружиться).

А зимние – от стужи замерзают (обнять себя руками),

Пушистый снег их укрывает (движения руками сверху вниз и присесть).

8. Самостоятельная работа уч-ся (индивидуально).

— Выполним письменное задание.

— Возьмите голубой лист. Прочитайте текст.

Пёстрые дятлы — род птиц семейства дятловых, распространённых в Евразии и Северной Африке.

Это мелкие и среднего размера птицы, ведущие преимущественно древесный образ жизни. Питаются насекомыми, которых с помощью клюва добывают из-под коры стволов деревьев. Череп дятла отличается большой величиной и крепостью. Клюв длинный, прямой и конусообразный. В качестве опоры использует клинообразный хвост. У всех видов пёстрое чёрно-белое оперение, у большинства также имеются красные и жёлтые отметины на голове и других частях тела.

— О ком здесь говорится? Определите тип текста. (Описание).

— В каком стиле написан рассказ? (В научном)

— Как вы это определили? (Встречается в энциклопедиях, не понятно отношение автора к дятлу, приводятся точные сведения, нет эпитетов, сравнений, слов с уменьшительно-ласкательным значением.)

— Я предлагаю вам выполнить творческое задание. Преобразуйте научный текст в художественный и составьте рассказ-описание дятла, чтобы он был интересный и эмоциональный. (4-5 предложений) Используйте уменьшительно-ласкательные слова, эпитеты, т.е. образные выражения, сравнения. Выразите своё отношение к этой красивой и полезной птице. Можно использовать восклицательные предложения.

— А поможет вам картинка и опорные слова — прилагательные. (На экране изображение дятла).

— Кто будет затрудняться, поднимите руку, я вам дам более лёгкое задание на карточке.

КАРТОЧКА

(Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и подходящие по смыслу прилагательные.)

На ______ дер…ве (при)строился дят…л. Какой он _________ , красивый! Голо…ка и спинка __________ , (на)затылк… _________ п…тно. А (на) __________ крыл…ях _________ пятнышки и п…лоски.

9. Проверка выполнения самостоятельной работы.

— Прочитайте получившийся рассказ. (Спросить нескольких человек)

— Подумайте, где может встретиться такой текст? (В художественной литературе)

— Какое предложение вы никогда не найдёте в научном тексте? (Восклицательное)

— Какую роль имена прилагательные играют в нашей речи? (Не только описывают предметы, но и делают нашу речь более яркой, красочной, точной, выразительной.)

.

10. Чтение с пометами. Приём «инсерт». (Дополнительная работа)

— Возьмите зелёные листы.

— Сейчас вы самостоятельно прочитаете теоретический материал по нашей теме, пользуясь приёмом «инсерт». Возьмите карандаш, сделайте пометки. Памятка на экране. Параллельно можно заполнять таблицу ЗУХ

V – я это знаю

+ — это новое для меня

— — я думал иначе

? – это мне непонятно

— Что показалось вам непонятным? (Это можно было записать в таблицу ЗУХ в последний столбик)

— Что оказалось новым? (2-ой столбик таблицы ЗУХ)

— Каковы же особенности художественного описания? А научного?

-Пополнили ли вы свой багаж знаний?

11. Самооценка.

— Возьмите листы самооценки.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

— Заполните их. У кого большинство отличных оценок?

— У кого больше хороших оценок?

12. Итоги урока.

— Ребята, подведём итоги урока.

— Какую цель мы ставили в начале урока?

— Как вы считаете, достигли мы цели?

— Что вы запомнили о научном описании?

— А о художественном?

— Какую роль играют прилагательные в тексте?

13. Домашнее задание.

— Я предлагаю вам на выбор два задания:

1) Придумайте загадку про дятла или про берёзку. Лучшие мы поместим в нашу творческую тетрадь.

2) Выполните упр. 120, с. 69 учебника.

По желанию можно выполнить упр.121, с.69.

14. Рефлексия.

. Сегодня я узнал(а)….

Было интересно…

Я выполнял(а)…

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

Я почувствовал(а), что…

Я приобрёл(а)…

Я научился/научилась…

У меня получилось…

Я могу…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

— Мы с вами сегодня как будто побывали в лесу: послушали стук дятла, полюбовались красавицами берёзками. Сейчас вы украсите нашу берёзку. (Открыть за доской берёзку без листьев)

— Кому на уроке было интересно и всё понятно, то прикрепите зелёный листик к дереву, а кому было трудно или не очень интересно, то жёлтый.

(Дети прикрепляют листочки к берёзке. В это время звучит музыка.)

— Спасибо всем за работу. Вы все просто молодцы! Урок окончен

Карточки для индивидуальной работы (ЗПР)

Карточка 1.

Подбери и вставь в текст имена прилагательные, чтобы получился рассказ о медведях.

Медведи.

____________ медведи живут в лесу.

Они _______хищники. Хотя _______ медведи имеют ___ вид, они являются растительноядными животными, потому что в ________ количестве поедают ягоды, грибы, орехи.

________ медведи — _____ рыболовы.

Слова для справок: крупные, бурые, травоядные, опасные, прекрасные, большом, страшный.

Карточка 2.

Вставь подходящие по смыслу прилагательные, чтобы получился рассказ о волке.

Волк.

Волк_________ зверь. Он живет в лесу. У волка __________ , ___________ зубы, _______ , ________ шерсть. Хвост у волка _________. Ноги _________ , __________. Мы видели волка. У-У-У -______________ какой!

Слова для справок: хищный, трусливый, серая, острые, быстрые, большие, сильные, длинный, густая, трусливый, страшный.

Алгоритм выполнения по карточке

  1. Прочитать внимательно задание.

  2. Прочитать внимательно текст.

  3. Прочитать внимательно слова для справок.

  4.    Вписать пропущенные слова.

  5. Подчеркнуть в первом предложении главные члены.

Карточка 3.

— Прочитай текст.

В весеннем лесу.

На деревьях лопнули душистые почки. Из земли показалась молодая травка. Летят из улья и дружно жужжат пчёлы. Петька бежит по узкой тропе. Она ведёт мальчика в чащу. Весенний лес наполнен жизнью. Вот низкий берег ручья. Петя пьёт холодную воду.

Спиши. Найди в предложениях прилагательные, подчеркни их волнистой линией.

«Текст-описание. Художественное и научное описание» 3 класс.

Методическая разработка урока русского языка

ФИО учителя Фадеева Елена Владимировна

Область, район, школа Владимирская область, Кольчугинский район,

МБОУ «Средняя школа № 4»

Класс: 3-г

Тип урока: открытие «нового» знания

Тема: Текст – описание. Художественное и научное описание.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о роли имён прилагательных в тексте, отличиях художественного и научного описания, совершенствования умения правильно использовать в речи имена прилагательные, для достижения планируемых результатов учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные

— формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к своему классу, ответственности, инициативности, толерантности

— формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу по русскому языку

— формирование эстетических потребностей и чувств при работе с художественными текстами

— развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости

— развитие навыков сотрудничества с педагогом и сверстниками в различных ситуациях на уроке

Метапредметные

познавательные

— формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

— формирование умения строить сообщение в устной и письменной форме

— формирование умения осмысленного восприятия художественных и научных текстов

— формирование умения строить рассуждения

— формирование умения обобщать, сравнивать и анализировать, выделять существенные признаки каждого стиля

Регулятивные

— развитие способности принимать и сохранять учебную задачу, решать её под руководством учителя

— формирование умения учитывать установленные правила при работе в группах

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей

— развитие способности адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей

— формирование умения различать способ и результат действия

Коммуникативные

— формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

— формирование умения выслушивать и учитывать разные мнения, дополнять и корректировать их

— формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, строить высказывание

— формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

— формирование умения контролировать действия партнёров

Предметные

— формирование представлений о роли имён прилагательных в тексте

— формирование первоначальных представлений об особенностях художественного и научного описания

— формирование умения опознавать художественное и научное описание

— формирование умения выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка

— формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, карточки с индивидуальными и групповыми заданиями (у уч-ся), клей на столах у каждой группы, листы рефлексии на каждом столе, листы самооценки, памятки работы в группах, листочки двух цветов (для берёзки). У уч-ся тетрадь, карандаш, ручка.

hello_html_m428da64b.gif

А. Прокофьев

— Да, это текст — описание. Докажите. Какой вопрос можно задать к тексту-описанию? (Какой? Какая?) Сколько картинок можно подобрать? (одну)

— О чём здесь говорится? (о берёзе)

— Какие средства художественной выразительности встретились в стихотворении? (Олицетворение, эпитеты)

— Есть ли слова с уменьшительно-ласкательным значением? (Да: берёзка, сарафанчик, карманчики)

— Какие слова помогают понять отношение автора к берёзке? (Люблю берёзку русскую. Люблю её нарядную, родную, ненаглядную)

— Где может встретиться такой текст? (В худож. литературе)

— Сегодня на уроке мы будем работать с текстами — описаниями. (5 слайд)

4. Создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока.

— А каким бывает описание?

— Почему такие разные ответы? (У каждого своё мнение)

(Затруднение уч-ся)

— Почему же мой вопрос вызвал у вас затруднение? (Никогда раньше не сталкивались с подобной проблемой)

5. Работа в группах. Подведение уч-ся к теме урока.

— Давайте будем решать эту проблему. Выясним, каким же может быть описание.

— Сейчас мы выполним задания в группах. Эти группы мы сформировали заранее, выбрав командира большинством голосов. Помните о правилах дружной работы!

(Памятки на столах у каждой группы и на экране) (6 слайд)

— Я вам выдам различные тексты. ( Жёлтые листы) Каждая группа читает свой текст и отвечает на вопросы к нему. Договоритесь, кто будет читать, кто записывать ответы в таблицу, кто подбирать картинку. Обсуждать будете все вместе. В случае разногласий ответственных назначит командир, он же выбирает отвечающего.

— Проверим, как каждая группа справилась с заданием. (Отчёт групп)

— Какие будут замечания или дополнения у других групп? (по ходу проверки)

— О чём говорится в этих текстах? (о берёзе)

— Одинаковый ли стиль речи используется в них? (нет)

— Можно все тексты назвать описаниями? (можно)

— Каким же бывает описание? (Художественным и научным)

— Это тема нашего урока. (7 слайд)

— В каком тексте только сообщаются сведения о берёзе? ( В научном)

— А в каком автор делится своими впечатлениями о ней? (В художественном)

6. Постановка цели урока.

— Тему урока мы определили. Какую цель мы перед собой поставим? (Ответы уч-ся)

— Посмотрите, какую цель поставила я. (слайд 8)

(На экране цель)

Научиться различать художественное и научное описание, выявить особенности этих стилей речи.

7. Заполнение таблицы ЗУХ.

Знаю

Узнал

Хочу узнать

1

1

1

2

2

2

3

3

3

— Возьмите таблицу ЗУХ. (Знаю, узнал, хочу узнать)

— Запишите коротко каждый в свою таблицу: что вы знаете по данной теме. ( 1- ый столбик) ( слайд 9)

— Что вы записали?

— Посмотрим, пополнится ли ваш багаж знаний за урок.

8. Физкультминутка под музыку. (слайд 10)

Весенние берёзки просыпаются (поднять руки вверх),

И мило солнцу улыбаются (помахать руками над головой),

Летние – косички заплетают (перекрёстные движения руками перед грудью),

Ветерок серёжками играет (руки перед грудью, потрясти кистями),

С осенних — листочки облетают (руки над головой, опустить руки вниз),

Кружась, листочки улетают (покружиться).

А зимние – от стужи замерзают (обнять себя руками),

Пушистый снег их укрывает (движения руками сверху вниз и присесть).

9. Самостоятельная работа уч-ся. (индивидуально)

— Выполним письменное задание.

— Возьмите голубой лист. Прочитайте текст.

Пёстрые дятлы — род птиц семейства дятловых, распространённых в Евразии и Северной Африке.

Это мелкие и среднего размера птицы, ведущие преимущественно древесный образ жизни. Питаются насекомыми, которых с помощью клюва добывают из-под коры стволов деревьев. Череп дятла отличается большой величиной и крепостью. Клюв длинный, прямой и конусообразный. В качестве опоры использует клинообразный хвост. У всех видов пёстрое чёрно-белое оперение, у большинства также имеются красные и жёлтые отметины на голове и других частях тела.

— О ком здесь говорится? Определите тип текста. (Описание). (слайд 11)

— В каком стиле написан рассказ? (В научном)

— Как вы это определили? (Встречается в энциклопедиях, не понятно отношение автора к дятлу, приводятся точные сведения, нет эпитетов, сравнений, слов с уменьшительно-ласкательным значением.)

— Я предлагаю вам выполнить творческое задание. Преобразуйте научный текст в художественный и составьте рассказ-описание дятла, чтобы он был интересный и эмоциональный. (4-5 предложений) Используйте уменьшительно-ласкательные слова, эпитеты, т.е. образные выражения, сравнения. Выразите своё отношение к этой красивой и полезной птице. Можно использовать восклицательные предложения.

— А поможет вам картинка и опорные слова — прилагательные. (На экране изображение дятла). (слайд 12)

— Кто будет затрудняться, поднимите руку, я вам дам более лёгкое задание на карточке.

КАРТОЧКА

(Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и подходящие по смыслу прилагательные.)

На ______ дер…ве (при)строился дят…л. Какой он _________ , красивый! Голо…ка и спинка __________ , (на)затылк… _________ п…тно. А (на) __________ крыл…ях _________ пятнышки и п…лоски.

10. Проверка выполнения самостоятельной работы.

— Прочитайте получившийся рассказ. (Спросить нескольких человек)

— Подумайте, где может встретиться такой текст? (В художественной литературе)

— Какое предложение вы никогда не найдёте в научном тексте? (Восклицательное)

— Какую роль имена прилагательные играют в нашей речи? (Не только описывают предметы, но и делают нашу речь более яркой, красочной, точной, выразительной)

11. Чтение с пометами. Приём «инсерт». (Индивидуальная работа)

— Возьмите зелёные листы.

— Сейчас вы самостоятельно прочитаете теоретический материал по нашей теме, пользуясь приёмом «инсерт». Возьмите карандаш, сделайте пометки. Памятка на экране. (Слайд 13) Параллельно можно заполнять таблицу ЗУХ

V – я это знаю

+ — это новое для меня

— — я думал иначе

? – это мне непонятно

— Что показалось вам непонятным? (Это можно было записать в таблицу ЗУХ в последний столбик)

— Что оказалось новым? (2-ой столбик таблицы ЗУХ)

— Каковы же особенности художественного описания? А научного?

-Пополнили ли вы свой багаж знаний?

12. Составление таблицы. (Работа в группах)

— Сейчас я проверю, как вы усвоили тему урока. Отложите листочки с теорией, переверните их.

— Вы должны заполнить таблицу «Различия художественного и научного описания». Приклейте карточки на свои места. Клей есть на каждом столе. Работать будете в группах. (Работа групп)

Различия художественного и научного описания

Основная цель автора

(Зачем автор создал текст?)

Средства выражения основной мысли

Отношение автора

к героям и событиям

Научное описание

Художественное описание

— Проверяем. Что вы выбрали для научного описания? Согласны ли другие группы?

— Что вы выбрали для художественного описания? Все согласны?

— Сравните с образцом на экране. (слайд 14)

Различия художественного и научного описания

Основная цель автора

(Зачем автор создал текст?)

Средства выражения основной мысли

Отношение автора к героям и событиям

Научное описание

Дать знания

Точные факты, научные слова, термины

Не понятно

Художественное описание

Вызвать чувство

Выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения

Хорошо понятно

13. Итоги урока.

— Ребята, подведём итоги урока.

— Какую цель мы ставили в начале урока?

— Как вы считаете, достигли мы цели?

— Что вы запомнили о научном описании? (слайд 15)

— А о художественном? (слайд 16)

— Какую роль играют прилагательные в тексте?

14. Самооценка.

— Возьмите листы самооценки. (слайд 17)

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Критерии

Big_Smiles

Big_Smiles

Big_Smiles

Отлично

Хорошо

Я могу лучше

1

Я участвовал в формулировании темы, цели урока.

2

Я отвечал на вопросы учителя, вступал в беседу.

3

Я без ошибок справился с письменным заданием.

4

Я помогал делать выводы и заключения.

5

Я помогал своей группе в выборе правильных решений.

6

Я с уважением выслушивал предположения и идеи своих одноклассников.

7

У меня не возникло трудностей при составлении таблицы.

8

Я понял тему урока и смогу рассказать ее друзьям и родителям.

9

Я смогу применить полученные знания в самостоятельной работе.

— Заполните их. У кого большинство отличных оценок?

— У кого больше хороших оценок?

15. Домашнее задание.

— Я предлагаю вам на выбор два задания:

1) Придумайте загадку про дятла или про берёзку. Лучшие мы поместим в нашу творческую тетрадь.

2) Выполните упр. 139 на с. 80 учебника.

По желанию можно сделать оба задания.

16. Рефлексия.

— Возьмите листы рефлексии. Продолжите устно те предложения, которые я отметила каждой группе.

— Какие предложения у вас получились?

G:\Материалы на открытый урок Фадеева Е.В\img24.jpg

(слайд 18)

— Мы с вами сегодня как будто побывали в лесу: послушали стук дятла, полюбовались красавицами берёзками. Сейчас вы украсите нашу берёзку. (Открыть за доской берёзку без листьев)

— Кому на уроке было интересно и всё понятно, то прикрепите зелёный листик к дереву, а кому было трудно или не очень интересно, то жёлтый.

(Дети прикрепляют листочки к берёзке. В это время звучит музыка) (слайд 19)

— Спасибо всем за работу. Вы все просто молодцы! Урок окончен. ( слайд 20)

«Текст-описание. Художественное и научное описание» (3 класс)

Инфоурок › Начальные классы ›Презентации›Презентация по русскому языку на тему: «Текст-описание. Художественное и научное описание» (3 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд  Урок русского языка Описание слайда:

Урок русского языка

2 слайд  КЕТТС ТЕКСТ Описание слайда:

КЕТТС ТЕКСТ

3 слайд  ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ Описание слайда:

ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ

4 слайд  Описание слайда: 5 слайд  ТЕКСТ- ОПИСАНИЕ Описание слайда:

ТЕКСТ- ОПИСАНИЕ

6 слайд  Описание слайда: 7 слайд  ХУДОЖЕСТВЕННОЕ И НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ Описание слайда:

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ И НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ

8 слайд Цель урока: научиться различать художественное и научное описание, выявить о Описание слайда:

Цель урока: научиться различать художественное и научное описание, выявить особенности данных стилей речи.

9 слайд  Знаю Узнал Хочу узнать 1   1 1 2   2 2 3   3 3 Описание слайда:

Знаю Узнал Хочу узнать 1   1 1 2   2 2 3   3 3

10 слайд Весенние берёзки просыпаются, И мило солнцу улыбаются. Летние – косички запл Описание слайда:

Весенние берёзки просыпаются, И мило солнцу улыбаются. Летние – косички заплетают, Ветерок серёжкам играет. С осенних – серёжки облетают, Кружась, листочки улетают. А зимние – от стужи замерзают, Пушистый снег их укрывает.

11 слайд Пёстрые дятлы — род птиц семейства дятловых, распространённых в Евразии и Се Описание слайда:

Пёстрые дятлы — род птиц семейства дятловых, распространённых в Евразии и Северной Африке. Это мелкие и среднего размера птицы, ведущие преимущественно древесный образ жизни. Питаются насекомыми, которых с помощью клюва добывают из-под коры стволов деревьев. Череп дятла отличается большой величиной и крепостью. Клюв длинный, прямой и конусообразный. В качестве опоры использует клинообразный хвост. У всех видов пёстрое чёрно-белое оперение, у большинства также имеются красные и жёлтые отметины на голове и других частях тела.

12 слайд нарядный красивый ярко-красная чёрные острые цепкие упругий прямой крепкий д Описание слайда:

нарядный красивый ярко-красная чёрные острые цепкие упругий прямой крепкий длинный и липкий белые лесной доктор

13 слайд ЧТЕНИЕ С ПОМЕТАМИ – «ИНСЕРТ» «V» - уже знал «+» - новое «-» - думал иначе «?» Описание слайда:

ЧТЕНИЕ С ПОМЕТАМИ – «ИНСЕРТ» «V» — уже знал «+» — новое «-» — думал иначе «?» — не понял, есть вопросы

14 слайд Различияхудожественного и научного описания   Основная цель автора (Зачем ав Описание слайда:

Различияхудожественного и научного описания   Основная цель автора (Зачем автор создал текст?) Средства выражения основной мысли Отношение автора к героям и событиям Научноеописание Дать знания Точные факты, научные слова, термины Не понятно Художественное описание   Вызвать чувство Выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения Хорошо понятно

15 слайд НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ стиль речи излагает факты, в нем отсутствует оценка автора. Описание слайда:

НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ стиль речи излагает факты, в нем отсутствует оценка автора. Основная функция научного стиля — информационная (передача информации)

16 слайд ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОПИСАНИЕ стиль речи, который применяется в художественной лите Описание слайда:

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОПИСАНИЕ стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора.

17 слайд Самооценка № Критерии Отлично Хорошо Я могу лучше 1 Я участвовал в формулиров Описание слайда:

Самооценка № Критерии Отлично Хорошо Я могу лучше 1 Я участвовал в формулировании темы, цели урока.       2 Я отвечал на вопросы учителя, вступал в беседу.       3 Я без ошибок справился с письменным заданием.       4 Я помогал делать выводы и заключения.       5 Я помогал своей группе в выборе правильных решений.       6 Я с уважением выслушивал предположения и идеи своих одноклассников.       7 У меня не возникло трудностей при составлении таблицы.       8 Я понял тему урока и смогу рассказать ее друзьям и родителям.       9 Я смогу применить полученные знания в самостоятельной работе.      

18 слайд  Описание слайда: 19 слайд Каким был для вас урок? Описание слайда:

Каким был для вас урок?

20 слайд СПАСИБО ЗА РАБОТУ! Описание слайда:

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Курс повышения квалификации

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДВ-519452

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Конспект урока по русскому языку «Роль имён прилагательных в тексте. Художественное и научное описание. Общее представление» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку 3 класс

Тема урокаРоль имён прилагательных в тексте. Художественное и научное описание. Общее представление.

Место урока в общей системе изучаемого материала:  2 урок по теме «Имя прилагательное как часть речи»

Формы организации деятельности учащихся на уроке: технология проблемного обучения; исследовательский метод обучения.

Цель урока: показать роль имени прилагательного в различных типах текстов; формировать у учащихся способность к систематизации изучаемого материала

Задачи:

Познакомить с художественным и научным описанием, показать различи данных видов текстов;  

Развивать точную, правильную, грамотную устную и письменную речь;

Формировать коммуникативные качества (умение слушать и слышать, терпимость, общаться со сверстниками)

Планируемые достижения учащихся: расширить знания об имени прилагательном и его роли в речи; научиться различать различные виды описаний, составлять научный текст – описание.

Оборудование: учебник, проектор, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие ребят, приветствие гостей. Создание благоприятного психологического климата на уроке.

  1. Актуализация знаний

Ребята, на прошлом уроке вы начали изучение большой темы «Имя прилагательное». Давайте вспомним, что вы знаете об этой части речи.

— Что такое имя прилагательное?

— На какие вопросы отвечает?

— Что обозначает?

— Какие признаки предмета могут обозначать имена прилагательные? (Цвет, вкус, величину, запах, звук, размер)

— Часто ли мы пользуемся в нашей речи именами прилагательными? Почему мы это делаем?

  1. Сообщение темы урока

Сегодня мы с вами продолжим говорить о роли имени прилагательного в речи, а точнее более подробно рассмотрим роль имени прилагательного в тексте. А еще в ходе урока вы познакомитесь с художественным и научным описанием.

  1. Работа над темой урока.

  1. Художественное описание (СЛАЙД 1)

Я хочу вам рассказать одну древнюю легенду.

Когда-то давным – давно все люди на земле умели мечтать и верить. И в те далекие времена в прекрасном сказочном замке жила Синяя птица. Не было прекраснее птицы, оперение ее сияло и излучало свет. Замок был невидим обычным людям и только тот, кто совершал великие прекрасные дела для всего человечества мог оказаться в том замке. Но это не значит, что Синяя птица не интересовалась остальными людьми. Каждый, кто имел настоящую мечту, светлую душу, мог почувствовать помощь Синей птицы, счастье следовало за ним повсюду.

Вот такая красивая легенда. Но оказывается эта легенда не полный вымысел! Синяя птица действительно существует и называется АДЖИР.

  1. Научное описание (СЛАЙД 2)

Давайте прочитаем о ней рассказ Н. Носова из упр. 118. Откройте учебники на стр. 68.

— Закройте глаза и представьте себе эту птицу. А теперь откройте глаза и посмотрите на фото – такой вы ее себе представили?

— А что вам помогло это сделать? Какие слова?

— К какой части речи относятся эти слова?

— Запишите упр. 118. Спишите описание синей птицы. Имена прилагательные подчеркните волнистой линией.

  1. Сравнение двух типов текстов.

Давайте теперь сравним оба текста.

  1. й – легенда, которую я вам рассказала

  2. й – рассказ Н. Носова

Одинаковые эти тексты по типу? (Помним типы текстов? Художественные тексты, научные и публицистические.)

К какому типу относится 1-й текст? 2-й текст?

И в первом, и во втором тексте были имена прилагательные. Но одинаковую роль они выполняли?

В 1-м создали сказочное описание

Во 2-м – точная характеристика

  1. Физкультминутка

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  (улетают, садятся)

  1. Построение гипотезы.

Можно ли предположить, что имена прилагательные в разных по типу текстах выполняют разную роль?

Давайте сформулируем гипотезу – предположение о роли имен прилагательных в художественном и научном описании.

(слайд 3)

Итак, в художественном тексте имена прилагательный создают эмоциональность, яркость, т.е. – образное описание

А в научном тексте – точность описания.

  1. Этап исследования.

Гипотеза есть, давайте ее проверим.

Предлагаю вам превратится в исследователей и поработать с текстами из упр. 119. Работать можно в парах. Ваша задача определить типы текста и подтвердить или, наоборот, опровергнуть нашу гипотезу о роли имен прилагательных в различных текстах.

Самостоятельная работа.

Что вы можете сказать о текстах? Определили тип?

Какую роль играют имена прилагательные в стихотворении З. Александровой?

Какое образное выражение есть в этом стихотворении? Прием сравнения.

А второй текст? С какой целью употребляются прилагательные в этом тексте?

  1. Вывод

Итак, вернемся к нашей гипотезе. Верна ли она?

Тогда сформулируйте вывод по результатам проведенного исследования. Роль имен прилагательных в художественном и научном описании.

Вывод: имена прилагательные в художественном тексте создают образное описание, а в научном – придают точность описанию.

  1. Оценка работы учащихся

  2. Домашнее задание

Дома поработайте учеными – натуралистами. Вам нужно будет выполнить задание из Упр. 121.

Объяснение задания.

Научное описание тюльпана | Kratkoe.com

Научное описание растения тюльпан для детей поможет Вам написать собственное сочинение.

Описание в научном стиле тюльпана

Тюльпан — травянистое растение с красными, жёлтыми или белыми цветками. Окраска сортовых тюльпанов самая разнообразная. Часто основание лепестков окрашено в другой цвет. У листьев гладкие или волнистые края. Нижний лист самый крупный, верхний, так называемый флаг-лист — самый маленький. У взрослого цветущего растения чаще всего 2-4 листа, которые расположены в нижней части стебля. Высота растений колеблется в зависимости от вида и сорта от 10-20 до 65-85 см.

Тюльпан научный текст описание

Тюльпан – название рода многолетних травянистых луковичных растений. Род насчитывает около 140 видов. Тюльпан растение луковичное с немногочисленными (от 2 до 6) удлиненно-ланцетными листьями, гладкими или морщинистыми. Стебель высотой 6-60 см в зависимости от вида, заканчивается одним цветком. Окраска цветков разнообразная. Цветки простые или махровые. Цветут тюльпаны, как правило, в мае-июне.

Тюльпан текст-описание в научном стиле

Тюльпан — травянистое растение, имеющее луковичную форму. Принадлежит семейству лилейных.  Луковицы с чешуйками, пушистые внутри. Нижние листья — плотные, верхние — мясистость теряют. Цветки  могут быть одиночными или многочисленными. Нектарников нет. Пыльники с помощью оснований прикреплены к тычинкам и раскрываются только внутри цветка. Завязь бывает наверху или отсутствует. Плод  представляет собой  коробочку, в которой закреплены семена.
Цветки тюльпана применяются для лечения сердечных заболеваний и в косметических целях.

Свое описание тюльпана в научном стиле Вы можете оставлять в комментариях, чтобы помочь сверстникам.

Author: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *