Какие жанры текста – Как определить жанр текста 🚩 как определить прозаический жанр 🚩 Гуманитарные науки

Виды и жанры текстов

Каждый из нас наверняка ежедневно имеет дело с печатным и рукописным текстом в самых разнообразных проявлениях, будь то реклама на придорожных баннерах или же чек с перечнем товара в магазине. Полный разнообразных тонкостей и вариантов, он, без преуменьшения, от начала времён помогал становлению общества в целом и отдельных его представителей в частности. Но какие виды текстов бывают, что они представляют собой и что за мысли способны донести? Об этом поговорим подробнее.

Общий взгляд

Испокон веков рукописная передача данных в любом проявлении, будь то иероглифическая вязь, изложение мыслей пером на бумажных страницах или даже простые картинки на стенах пещеры, служила важным подспорьем и главной, наравне с навыками вербального общения, единицей передачи информации. И хотя различные типы и виды текстов уходят корнями в глубокую древность, само слово «текст» как термин появилось в нашем обиходе сравнительно недавно. В своём нынешнем виде оно обозначает ряд связанных между собой логически и стилистически предложений, расположенных в конкретной последовательности и составляющих осмысленное произведение.

виды текстов

Одним из основных элементов построения такого текста считается стилистическая целостность, что при различных целевых направленностях документов создаёт самые разнообразные виды стилей текста и его смыслового насыщения.

Типология

Первоначально текст был призван передать впечатления или мнения автора об окружающей его действительности, событиях и людях. В зависимости от вышеназванных элементов можно выделить три ключевых текстовых типа:

  1. Повествование – это смысловое описание происходящего, построенное в чёткой логической последовательности и зачастую поделённое на несколько отдельных композиционных элементов, как то: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Именно повествовательный стиль включает в себя различные виды художественных текстов.
  2. Рассуждение – тип текста, передающий мысли автора в отношении какого-то конкретного вопроса, попытка доказать или опровергнуть что-либо, выстроить логическую цепочку из тезисов, аргументов и вывода. К данному стилю относятся некоторые виды научных текстов.
  3. Описание – взгляд со стороны и стремление описать основные признаки каких-либо событий, явлений или живых существ. Описаниями обычно насыщаются самые разнообразные виды, жанры текстов.

виды жанры текстовВышеизложенные варианты заложили фундамент современного представления о работе с произведениями любых жанров.

Стилистика

Текст как таковой подразделяется, помимо трёх основных типов, на различные стилистические базисы.

виды стилей текстаВыстроенные по чётким законам и правилам, они определяют направление излагаемой мысли, её целевую аудиторию и рабочую структуру. Что в то же время формирует основные стилистические виды текстов:

  1. Тексты научного стиля – строгий, сухой набор обезличенных предложений, выстроенный на рассмотрении и обдумывании затронутой темы. Зачастую прослеживается обилие специфической терминологии.
  2. Художественный стиль – противоположность первого стиля. Предлагает множество стилистических приёмов для выражения мыслей автора, его фантазий и чувств. Подобные тексты обычно просты для восприятия, в зависимости от подхода писателя могут обращаться как к простонародным выражениям, так и к определённому сленгу.
  3. Разговорный – вариант, пришедший из повседневного общения и не подразумевающий ничего лишнего сверх разговорной лексики.
  4. Публицистический – информационный стиль, призванный донести до читателя какое-либо известие или описать событие в максимально ёмких и доходчивых формах.
  5. Официально-деловой – конкретика, тяжеловесные формы построения предложений и абсолютный официоз, необходимые для рабочих документов и подчёркивающие строгие виды текстов. Примеры таковых можно найти в правовой и деловой области.

Литературный текст

Изобретение печатных станков и возможности передавать печатный слог в массы позволило среднестатистическим гражданам различных государств получить огромный выбор разнообразной литературы на родном языке. Книги технического характера, научные и обучающие, представители жанра художественной лирики и прозы – в настоящее время мы не представляем без них своей жизни, воспринимая разнообразные виды текстов как данность. Что, впрочем, не умаляет важности и ценности бумажных источников знаний, которые пусть и уступают новеньким цифровым собратьям, но всё же упорно держат свою позицию в библиотеках всех мастей и форм.

Жанры литературного текста

Создаваемый столетиями литературный текст вобрал в себя основные мысли и желания развивающегося человечества, включив в себя как всевозможные виды художественных текстов, так и работы технического толка. Так или иначе, всё это можно подразделить на несколько отдельных жанров, каждый из которых по-своему интересен и важен.

виды художественных текстов

  • Художественная литература, например, включает в себя такие элементы, как рассказ, роман, повесть, очерк или басня. К этой же ёмкой категории относится и лирика в любых проявлениях.
  • Учебная – как видно по названию, это литературный блок, включающий в себя разнообразные учебники, самоучители, пособия и уроки.
  • Историческая – литература, посвящённая событиям прошлого и ключевым вехам на пути человечества.
  • Научная литература подразумевает узкоспециализированный набор текстов, предназначенный для работы с конкретными темами и научных изысканий. К таковой можно отнести, например, работы Стивена Хокинга по изучению космоса и времени, разного рода исследовательские материалы и научно-популярные доклады.
  • Справочная – это литература справочного характера.

Цифровой текст

В настоящее время всё чаще и активнее заявляет о себе цифровой сектор, отвечающий за снабжение разнообразной информацией. Если раньше интернет и подручные устройства служили доступом к одной только рабочей информации, предоставляя справочники и любые виды научных текстов по первому требованию, то в последние годы значительно выросло предложение оцифрованных шедевров мировой художественной литературы, работ всемирно известных классиков и современных авторов.

виды научных текстов

Проза и лирика, возрождённые в цифровом облике, становятся столь же привычной частью нашей жизни, как любимая музыка в наушниках или общедоступная телефонная связь. Мобильные устройства для чтения, форматы книг, распознаваемые смартфонами, и аудиофайлы, содержащие зачитанные голосами знаменитостей шедевры литературы, – всё это позволяет прикоснуться к прекрасному даже за пределами тихих библиотек и стен родного дома.

Категории цифрового текста

Однако помимо тщательного копирования уже готовых творений постоянно расширяющаяся цифровая вселенная породила целый набор самостоятельных жанров, которые нельзя отнести к литературе как таковой, но без которых уже трудно представить себе насыщение современного интернета. И речь в данном случае идёт о таких вещах, как «рерайт», «сео-текст» и «копирайтинг».

виды текстов примерыДанные термины, завоёвывающие всё большую известность на просторах всемирной сети, относятся к целому рабочему сектору, ежедневно выдающему невероятные объёмы различной информации, которая может быть интересна как новичку на цифровом поприще, так и настоящему профессионалу.

Подводя итог

Заново разобрав понятный, но оттого не менее впечатляющий феномен рукотворного текста, можно с уверенностью сказать, что путь, пройденный в данном направлении, поистине трудно переоценить. Подобно исполинскому дереву, способность человека к изложению мыслей развивалась и росла, обрастая новыми ветвями-жанрами, усложняясь, включая в себя всё больше различных излагающих средств. Каждый найдёт на этом дереве что-то на свой вкус и, быть может, даже поможет ему стать ещё больше и краше.

Литературные жанры термины и определения:

ДРАМА — один из четырех родов литературы. В узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.

ЛИРИКА — один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.
ЛИРОЭПИКА — один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя.
ЭПОС — один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

КОМЕДИЯ — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.
ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ (в прозе) — вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.
МЕЛОДРАМА — вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.
ОЧЕРК — самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.
ПЕСНЯ, или ПЕСНЬ — самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.
ПОВЕСТЬ — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.
ПОЭМА — вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.

РАССКАЗ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.
РОМАН — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.
ТРАГЕДИЯ — вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.
ЭПОПЕЯ — произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.

АБЗАЦ — отрывок текста от одной красной строки до другой.
АВТОБИОГРАФИЯ — произведение, в котором писатель описывает свою жизнь.
АВТОГРАФ — собственноручно написанная автором рукопись произведения, письмо, надпись на книге, а также собственноручная подпись автора.
АВТОРСКАЯ РЕЧЬ

— иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа.
АКМЕИЗМ — литературное течение в русской поэзии нач. XX в.
АКРОСТИХ — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют имя или фамилию, слово или фразу.
АЛЛИТЕРАЦИЯ — повторение в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи.
АЛЬМАНАХ — сборник литературных произведений различного содержания.
АМФИБРАХИЙ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударение падает на второй слог.
АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ — вид античной лирической поэзии: стихотворения, в которых воспевалась веселая, беззаботная жизнь.
АНАПЕСТ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении с ударением на третьем слоге.
АННОТАЦИЯ — краткое пояснение к содержанию книги.
АНОНИМ
1) произведение без обозначения имени автора;
2) автор произведения, скрывший свое имя.
АНТИТЕЗА — оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
АНТОЛОГИЯ — сборник избранных произведений разных авторов.
АПОСТРОФА — оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевленному явлению как к одушевленному и к отсутствующему лицу как к присутствующему.
АРХИТЕКТОНИКА — построение художественного произведения, соразмерность его частей, глав, эпизодов.
АФОРИЗМ — мысль, изложенная кратко и точно.
БАЛЛАДА — лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера.
БАСНЯ — небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием.
БЕЛЛЕТРИСТИКА — художественные прозаические произведения.
БЕЛЫЕ СТИХИ — стихи, не имеющие рифмы.
БЛАГОЗВУЧИЕ (эвфония) — качество речи, заключающееся в красоте и естественности ее звучания.
БУРИМЕ — стихотворение, составленное по заранее заданным, часто необычным рифмам.
БУРЛЕСК — шуточное повествовательное стихотворение, в котором возвышенная тема излагается иронически, пародийно.
БЫЛИНА — русская народная повествовательная песня-поэма о богатырях и героях.
ВДОХНОВЕНИЕ — состояние озарения, творческого подъема.
ВЕРСИФИКАЦИЯ — система определенных правил и приемов построения стихотворной речи, стихосложения.
ВИРШИ — стихи на религиозные и светские темы с обязательной рифмой в конце строки.
ВКУС ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — способность правильного восприятия, самостоятельного осмысления произведений искусства; понимание природы художественного творчества и умение анализировать художественное произведение.
ВОЛЬНЫЙ СТИХ — силлабо-тонический, обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках.
ВОСПОМИНАНИЯ, или МЕМУАРЫ — произведения повествовательной литературы о прошлых событиях, написанные их участниками.
ВУЛЬГАРИЗМ — грубое слово, неправильный оборот, не принятый в литературной речи.
ВЫМЫСЕЛ — плод воображения, фантазии писателя.
ГЕКЗАМЕТР — стихотворный размер в античном стихосложении, в русском — шестистопный дактиль в сочетании с хореем.
ГЕРОЙ ЛИРИЧЕСКИЙ — лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.
ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ — основное или одно из основных действующих лиц, обладающее отчетливыми чертами характера и поведения, определенным отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям.
ГИПЕРБОЛА — стилистическая фигура, заключающаяся в образном преувеличении изображаемого события или явления.
ГРОТЕСК — изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде.
ДАКТИЛЬ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, содержащий ударный и два безударных слога.
ДЕКАДЕНТСТВО — одно из проявлений модернизма, для которого характерны проповедь бессодержательного искусства, мистика, крайний индивидуализм.
ДЕТЕКТИВ — произведение приключенческой литературы.
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — произведения разных жанров, предназначенные для детей.
ДИАЛОГ — разговор двух или нескольких персонажей.
ДИФИРАМБ — произведение восхваляющего характера.
ДОЛЬНИК — трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.
ЖАНР — исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания
ЖИТИЕ — в древнерусской литературе повесть о жизни отшельника, монаха или святого.
ЗАВЯЗКА — событие, с которого начинается развитие действия в произведении.
ЗАИМСТВОВАНИЕ — использование автором приемов, тем или идей другого писателя.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ — изображение чего-либо в лучшем, чем в действительности, виде.
ИДЕЙНЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ — область художественных решений. В него включаются авторские оценки и идеал, художественные идеи и пафос произведения.
ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ — главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах.
ИДИЛЛИЯ — стихотворение, в котором изображается безмятежная жизнь на лоне природы.
ИМАЖИНИЗМ — литературное течение; имажинисты провозглашали основной задачей художественного творчества придумывание новых образов.
ИМПРЕССИОНИЗМ — литературное течение; импрессионисты считали задачей искусства передачу непосредственных личных впечатлений писателя.
ИМПРОВИЗАЦИЯ — создание произведений без предварительной подготовки.
ИНВЕКТИВА — резкое обличение.
ИНВЕРСИЯ — оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в предложении, нарушающей обычный порядок.
ИНТРИГА — развитие действия в сложном сюжете произведения.
ИРОНИЯ — скрытая насмешка.
КАНТАТА — стихотворение торжественного характера, воспевающее какое-либо радостное событие или его героя.
КАНТИЛЕНА — небольшое стихотворение повествовательного характера, исполнявшееся под музыку.
КАНЦОНА — стихотворение, воспевающее рыцарскую любовь.
КАРИКАТУРА — шутливое или сатирическое изображение событий или лиц.
КЛАССИЦИЗМ — литературное направление (течение) XVII — нач. ХIХ вв. в России и Западной Европе, базировавшееся на подражании античным образцам и строгих стилистических нормативах.
КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — образцовая, наиболее ценная литература прошлого и современности.
КЛАУЗУЛА — заключительные слоги стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога.
КОДА — заключительный, добавочный стих.
КОЛЛИЗИЯ — столкновение, борьба действующих сил, вовлеченных в конфликт между собой.
КОММЕНТАРИЙ — истолкование, разъяснение смысла произведения, эпизода, фразы.
КОМПОЗИЦИЯ — структура художественного произведения.
КОНТЕКСТ — отрывок литературного произведения; необходимый для определения смысла взятых из него слов.
КОНТРАСТ — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления; литературный прием.
КОНФЛИКТ — столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении.
КОНЦОВКА — заключительная часть или эпилог литературного произведения.
КРИТИКА — сочинения, посвященные оценке, анализу и толкованию художественных произведений.
КРЫЛАТОЕ СЛОВО — меткое выражение, ставшее поговоркой.
КУЛЬМИНАЦИЯ — эпизод литературного произведения, в котором конфликт достигает критической точки своего развития.
ЛАКОНИЗМ — краткость в выражении мысли.
ЛЕГЕНДА — в фольклоре устный, народный рассказ, в основе которого чудесное событие или образ.
ЛЕЙТМОТИВ — образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении.
ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — область искусства, отличительной чертой которого является отображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.
ЛУБОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА — дешевые по цене книги с картинками, которыми торговали странствующие коробейники.
МАДРИГАЛ — лирическое произведение шутливо-комплиментарного или любовного содержания.
МАСТЕРСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — умение писателя передавать в художественных образах правду жизни.
МЕЛОДИКА СТИХА — интонационная его организация, повышения и понижения голоса, передающие интонационно-смысловые оттенки.
МЕТАФОРА — использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления.
МЕТОД — основные принципы, которыми руководствуется писатель. Художественными методами являлись реализм, романтизм, сентиментализм и др.
МЕТОНИМИЯ — замена в поэтической речи названия, явлении, понятия или предмета другим, неразрывно связанным с ним в нашем сознании.
МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, основанная на чередовании кратких и долгих слогов в стихе. Таким является античное стихосложение.
МИНИАТЮРА — небольшое литературное произведение.
МИФ — древнее сказание о происхождении жизни на Земле, о природных явлениях, о подвигах богов и героев.
МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) — оборот поэтической речи; намеренное увеличение количества союзов в предложении.
МОДЕРНИЗМ — направление (течение) в искусстве, противоположное реализму и характеризующееся отрицанием традиций, условностью изображения и экспериментаторством.
МОНОЛОГ — речь действующего лица, обращенная к собеседнику или самому себе.
МОНОРИТМ — стихотворение с повторяющейся одной рифмой.
МОТИВ — в литературном произведении дополнительные, второстепенные темы, которые в сочетании с основной темой образуют художественное целое.
МОТИВИРОВКА — зависимость всех элементов художественной формы произведения от его содержания.
НАЧАЛЬНАЯ РИФМА — созвучие, находящееся в начале стиха.
НЕОЛОГИЗМ — новое слово.
НОВАТОРСТВО — внесение новых идей, приемов.
ОБРАЗ — художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений.
ОБРАЩЕНИЕ — оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом обращении писателя к герою своего произведения, явлениям природы, читателю.
ОДА — хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою.
ОКТАВА — строфа из восьми стихов, в которой первые шесть стихов объединены двумя перекрестными рифмами, а два последних — смежной.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея) — прием, при котором неодушевленные предметы, животные, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами
ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА — строфа, использованная А. С. Пушкиным при написании романа «Евгений Онегин», состоящая из трех четверостиший и заключительного двустишья.
ПАМФЛЕТ — публицистическое произведение с явно выраженной обличительной направленностью и определенным социально-политическим адресом.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ — прием поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения.
ПАРОДИЯ — жанр литературы, политически или сатирически имитирующий особенности оригинала.
ПАСКВИЛЬ — произведение с оскорбительным, клеветническим содержанием.
ПАСТОРАЛЬ — стихотворение, описывающее мирную жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.
ПАФОС — ведущий эмоциональный тон произведения.
ПЕЙЗАЖ — изображение природы в литературном произведении.
ПЕРЕНОС (енжамбеман) — перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в следующую за ней.
ПЕРИФРАЗ — замена названия предмета или явления описанием присущих ему существенных черт и признаков.
ПЕРСОНАЖ — действующее лицо литературного произведения.
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ — лицо, от имени которого ведется рассказ в эпических и лироэпических произведениях.
ПОГОВОРКА — краткое образное выражение, не имеющее синтаксической завершенности.
ПОРТРЕТ — изображение в художественном произведении внешности персонажа.
ПОСВЯЩЕНИЕ — надпись в начале произведения, указывающая на лицо, которому оно посвящено.
ПОСЛАНИЕ — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.
ПОСЛЕСЛОВИЕ — дополнительная часть произведения, в которой содержатся пояснения автора к своему творению.
ПОУЧЕНИЕ — литературное произведение в форме речи познавательного характера.
ПОЭЗИЯ — художественное творчество в стихотворной форме.
ПРИБАУТКА — острое словцо или словосочетание.
ПРИТЧА — назидательный рассказ о человеческой жизни в иносказательной или аллегорической форме
ПРОБЛЕМА — вопрос, который исследуется писателем в произведении.ПРОБЛЕМАТИКА — перечень проблем, затронутых в произведении.
ПРОЗА — художественное произведение, изложенное обычной (свободно организованной, а не стихотворной) речью.
ПРОЛОГ — вступление в литературное произведение.
ПРОТОТИП — реальный человек, чья жизнь и характер нашли отражение при создании писателем литературного образа.
ПСЕВДОНИМ — вымышленное имя или фамилия писателя.
ПУБЛИЦИСТИКА — совокупность художественных произведений, отражающих общественную и политическую жизнь общества.
ПУТЕШЕСТВИЕ — литературное произведение, в котором повествуется о бывшем в действительности или вымышленном путешествии.
РАЗВЯЗКА — положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий; заключительная сцена.
РАЗМЕР СТИХА — число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.
РАПСОД — странствующий древнегреческий поэт-певец, певший под лиру эпические песни.
РЕДАКЦИЯ — один из вариантов текста произведения.
РЕМАРКА — пояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров.
РЕПЛИКА — ответ одного персонажа на речь другого.
РЕФРЕН — повторяющиеся стихи в конце каждой строфы.
РИТМ — систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи (слогов).
РИФМА — совпадающие по звучанию окончания стихотворных строк.
РОД ЛИТЕРАТУРЫ — деление по основополагающим признакам: драма, лирика, лироэпика, эпос.
РОМАНС — небольшое лирическое стихотворение напевного типа на тему любви.
РОНДО — восьмистишье, содержащее 13 (15) строк и 2 рифмы.
РУБАИ — формы лирической поэзии Востока: четверостишье, в котором рифмуется первая, вторая и четвертая строки.
САРКАЗМ — язвительная насмешка.
САТИРА — художественные произведения, в которых высмеиваются порочные явления в жизни общества или отрицательные качества отдельного человека.
СВОБОДНЫЙ СТИХ (верлибр) — стих, В котором произвольно количество ударных и безударных слогов; в его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию стиха.
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — в его основу положено одинаковое число слогов в стихотворной строке.
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке.
СИМВОЛИЗМ — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл.
СКАЗ — способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь.
СКАЗАНИЕ (легенда) — художественное произведение, в основе которого лежит происшествие, имевшее место в действительности.
СЛОГ — звук или сочетание звуков в слове, произносимое одним выдыханием; первичная ритмическая единица в стихотворной мерной речи.
СОНЕТ — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья.
СРАВНЕНИЕ — определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки.
СТАНСЫ — малая форма лирической поэзии, состоящая из четверостиший, законченных по мысли.
СТИЛИСТИКА — раздел теории литературы, который изучает особенности языка произведений.
СТИЛЬ — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя.
СТИХ — мерная, ритмически организованная, ярко эмоциональная речь.
СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система построения мерной поэтической речи, в основу которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи.
СТОПА — в силлабо-тоническом стихосложении повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов в стихе, которые определяют его размер.
СТРОФА — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией.
СЮЖЕТ — основные эпизоды событийного ряда в их художественной последовательности.
ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ — история создания художественного произведения.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — работа писателя над произведением.
ТЕМА — объект художественного отражения.
ТЕМАТИКА — совокупность тем произведения.
ТЕНДЕНЦИЯ — идея, вывод, к которому стремится привести читателя автор.
ТЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ — творческое единство писателей, близких друг другу по идеологии, восприятию жизни и творчества.
ТИП — художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений.
ТРОП — оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле.
УРБАНИЗМ — направление в литературе, занятое преимущественно описанием особенностей жизни в большом городе.
УТОПИЯ — художественное произведение, повествующее о мечте как о реальном явлении, изображающее идеальный общественный строй без научного обоснования.
ФАБУЛА — расположение основных событий литературного произведения в их хронологической последовательности.
ФЕЛЬЕТОН — тип газетной статьи с высмеиванием пороков общества.
ФИГУРА СТИЛИСТИЧЕСКАЯ — необычной оборот речи, к которому прибегает писатель для усиления выразительности художественного слова.
ФОЛЬКЛОР — совокупность произведений устного народного поэтического творчества.
ХАРАКТЕР — художественный образ человека, обладающий ярко выраженными индивидуальными чертами.
ХОРЕЙ — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
ХРОНИКА — повествовательное или драматическое литературное произведение, отображающее в хронологическом порядке события общественной жизни.
ЦИКЛ — ряд художественных произведений, объединенных одними и теми же действующими лицами, эпохой, мыслью или переживанием.
ЧАСТУШКА — небольшое произведение устной народной поэзии с шутливым, сатирическим или лирическим содержанием.
ЭВФЕМИЗМ — замена в поэтической речи грубых выражений более мягкими.
ЭЗОПОВ ЯЗЫК — иносказательный, замаскированный способ выражать свои мысли.
ЭКЛОГА — небольшое стихотворение, изображающее сельскую жизнь.
ЭКСПОЗИЦИЯ — вступительная, исходная часть сюжета; в отличие от завязки не влияет на ход последующих событий в произведении.
ЭКСПРОМТ — произведение, созданное быстро, без подготовки.
ЭЛЕГИЯ — стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением.
ЭПИГРАММА — короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение.
ЭПИГРАФ — короткий текст, помешенный в начале произведения и поясняющий замысел автора.
ЭПИЗОД — одно из связанных между собой событий в сюжете, имеющее более или менее самостоятельное значение в произведении.
ЭПИЛОГ — заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев.
ЭПИТЕТ — образное определение.
ЮМОРЕСКА — небольшое юмористическое произведение в прозе или стихах.
ЯМБ — двухсложный размер в русском стихосложении, состоящий из безударного и ударного

Какие бывают жанры в литературе 🚩 виды жанров текста 🚩 Гуманитарные науки

Приведенные типы классификации не исключают друг друга, а демонстрируют разный подход к определению жанров. Поэтому одна и та же книга может относиться сразу к нескольким из них.

Классификация жанров литературы по родам

При классификации литературных жанров по родам отталкиваются от отношения автора к излагаемому тексту. Основа этой классификации была заложена еще Аристотелем. Согласно этому принципу, в литературе выделяется четыре крупных жанра: эпические, лирические, драматические и лиро-эпические. Каждый из них имеет собственные «поджанры».

В эпических жанрах рассказывается о событиях, уже произошедших, и автор записывает их согласно своим воспоминаниям, при этом он максимально отстраняется от оценок сказанного. К ним относят романы, романы-эпопеи, повести, новеллы, рассказы, сказки, мифы, баллады, басни и былины.

Лирический жанр предполагает передачу чувств, испытываемых автором, в виде литературного произведения в стихотворной форме. К ним относятся оды, элегии, эпиграммы, послания и стансы.

Классический пример стансов — «Чайльд Гарольд» Байрона.

Лиро-эпический жанр в литературе объединяет характеристики эпических и лирических жанров. К ним относят баллады и поэмы, в которых наличествуют и сюжет и авторское отношение к происходящему.

Драматический жанр существует на стыке литературы и театра. Номинально к нему относятся драмы, комедии и трагедии со списком участвующих персонажей в начале и авторскими замечаниями в основном тексте. Однако фактически им может быть любое произведение, записанное в форме диалога.

Классификация жанров литературы по содержанию

Если определять произведения по содержанию, то они объединяются в три большие группы: комедии, трагедии и драмы. Трагедия и драма, рассказывающие, соответственно, о трагической судьбе героев и о возникновении и преодолении конфликта, довольно однородны. Комедии же делятся на несколько совершенно типов, согласно происходящему действию: пародию, фарс, водевиль, комедию положений и характеров, скетч и интермедию.

Классификация жанров литературы по форме

При классификации жанров по форме принимается во внимание только такие формальные признаки, как структура и объем произведения, независимо от их содержания.

Наиболее четко этим способом классифицируются лирические произведения, в прозе границы более размыты.

Согласно этому принципу, выделяют тринадцать жанров: эпопею, эпос, роман, повесть, новеллу, рассказ, скетч, пьесу, очерк, эссе, опус, оду и видения.

фантастика, попаданцы, фэнтези, любовные романы, детективы, приключения

  • Обложка: Тонкие грани (СИ)

    Просмотров: 1059

    Тонкие грани (СИ)

    Слава Доронина

    После смерти единственного близкого человека мой мир перестал быть прежним. А когда в нем появился…

  • Обложка: Два красавчика и Я (СИ)

    Просмотров: 926

    Два красавчика и Я (СИ)

    Анна Шварц

    Попасть в ДТП по дороге на собеседование? Могу, умею, практикую! Полмиллиона за разбитый Форд — это…

  • Обложка: На зов луны (СИ)

    Просмотров: 556

    На зов луны (СИ)

    Алена Райдер

    Луна — она такая холодная, одинокая…Ее округлая форма, яркий желтый цвет,Меня манят, зовут за…

  • Обложка: ПМК. Книга 1 (СИ)

    Просмотров: 554

    ПМК. Книга 1 (СИ)

    Рина Ских

    Адриана — боевой маг, представительница правопорядка. Ей удалось задержать опасного преступника,…

  • Обложка: Ее чудовище (СИ)

    Просмотров: 493

    Ее чудовище (СИ)

    Купава Огинская

    Что делает нормальный человек, когда на чай к нему заглядывает чудовище из страшных сказок? Не…

  • Обложка: Идеальный план (СИ)

    Просмотров: 446

    Идеальный план (СИ)

    Елена Стрельцова

    — Максим, — повторила я. — Давай не будем ходить вокруг да около. Что ты предлагаешь?— Брак. Я…

  • Обложка: Продай меня, если сможешь... (СИ)

    Просмотров: 414

    Продай меня, если сможешь… (СИ)

    Олли Серж

    Устроиться уборщицей в крупную компанию, чтобы сорвать переговоры на несколько миллионов?Легко!…

  • Обложка: Попаданка для ректора или Звездная невеста (СИ)

    Просмотров: 408

    Попаданка для ректора или Звездная невеста (СИ)

    Лариса Петровичева

    Волшебная академия на космической базе? Как такое возможно? Для последнего короля эльфов нет ничего…

  • Обложка: Невеста для близнецов (СИ)

    Просмотров: 364

    Невеста для близнецов (СИ)

    Ася Ветрова

    Учитывая моё хроническое невезение и уникальную способность вляпываться в неприятности, я даже не…

  • Обложка: 14 ночей с монстром (СИ)

    Просмотров: 341

    14 ночей с монстром (СИ)

    Татьяна Серганова

    Дрейги сильны и опасны. Их зубы остры, а когти словно мечи. Их яд — смертелен, а способности…

  • Обложка: Счастливым хочет быть каждый (СИ)

    Просмотров: 320

    Счастливым хочет быть каждый (СИ)

    Zaraza takaja

    «…Кто бы мог подумать, что своё счастье можно найти всего лишь заняв чужое кресло на балконе во…

  • Обложка: Его кошка (СИ)

    Просмотров: 320

    Его кошка (СИ)

    Алёна Лисовец

    Джессика как и её мать, является кошкой оборотнем. Но проблема в том, что она оборотень лишь…

  • Обложка: Небо в мечтах (СИ)

    Просмотров: 317

    Небо в мечтах (СИ)

    Мира Миркова

    Все хорошо, правда, ровно до тех пор, пока в парадной моей матери и её нового мужа не появляется…

  • Обложка: Голубка для оборотня (СИ)

    Просмотров: 238

    Голубка для оборотня (СИ)

    Ярико

    — Ян, скажи мне, что у тебя с ней нечего серьёзного не было? — как-то умоляюще спросила Маша.Ян…

  • Обложка: Попаданка и дракон (СИ)

    Просмотров: 234

    Попаданка и дракон (СИ)

    Мстислава Черная

    Предал и убил любимый, а душу поймал иномирный некромант?Справлюсь!Меня отправляют на отбор невест…

  • Литературные жанры произведений и их определения :: SYL.ru

    Литературные жанры — группы произведений, собранных по формальному и содержательному признаку. Произведения литературы подразделяются на отдельные категории по форме повествования, по содержанию и по роду принадлежности к тому или иному стилю. Литературные жанры позволяют систематизировать все, что было написано со времен Аристотеля и его «Поэтики», сначала на «берестяных грамотах», выделанных шкурах, каменных стенах, затем на пергаментной бумаге и свитках.

    литературные жанры

    Литературные жанры и их определения

    Определение жанров по форме:

    Роман — обширное повествование в прозе, отражающее события какого-либо отрезка времени, с подробным описанием жизни главных героев и всех других персонажей, в той или иной степени участвующих в означенных событиях.

    Повесть — форма повествования, не имеющая определенного объема. В произведении обычно описываются эпизоды из реальной жизни, а персонажи преподносятся читателю как неотъемлемая часть происходящих событий.

    Рассказ (новелла) — широко распространенный жанр малой прозы, носит определение «новеллистика». Поскольку формат рассказа ограничен по объему, писателю обычно удается развернуть повествование в рамках одного события с участием двух-трех персонажей. Исключением из этого правила был великий русский писатель Антон Павлович Чехов, который мог на нескольких страницах описать события целой эпохи со множеством персонажей.

    Очерк — литературная квинтэссенция, сочетающая в себе художественный стиль повествования и элементы публицистики. Всегда излагается в сжатой форме с высоким содержанием конкретики. Тематика очерка, как правило, связана с общественно-социальными проблемами и носит отвлеченный характер, т.е. на затрагивает конкретных индивидуумов.

    жанры литературных произведений

    Пьеса — особый литературный жанр, рассчитанный на широкую аудиторию. Пьесы пишутся для театральной сцены, телевизионных и радиоспектаклей. По своему структурному рисунку пьесы больше похожи на повесть, поскольку продолжительность театральных спектаклей как нельзя лучше соотносится с повестью среднего объема. Жанр пьесы отличается от других литературных жанров тем, что повествование ведется от лица каждого персонажа. В тексте обозначены диалоги и монологи.

    Ода — лирический литературный жанр, во всех случаях позитивного или хвалебного содержания. Посвящается чему-либо или кому-либо, часто является словесным памятником героическим событиям или подвигам патриотически настроенных граждан.

    Эпопея — повествование обширного характера, включающее в себя несколько этапов государственного развития, имеющих историческое значение. Главные признаки этого литературного жанра — глобальные события эпического характера. Эпопея может быть написана как в прозе, так и в стихах, пример тому поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада».

    Эссе — небольшое сочинение в прозе, в котором автор излагает свои собственные мысли и взгляды в абсолютно свободной форме. Эссе — это в некоторой степени абстрактное произведение, не претендующее на полную достоверность. В отдельных случаях эссе пишутся с долей философичности, иногда произведение имеет научный оттенок. Но в любом случае этот литературный жанр заслуживает внимания.

    Детективы и фантастика

    Детективы – литературный жанр, основанный на извечном противостоянии полицейских и преступников, повести и рассказы этого жанра носят остросюжетный характер, практически в каждом детективном произведении происходят убийства, после чего опытные сыщики начинают расследование.

    Фантастика – особый литературный жанр с вымышленными персонажами, событиями и непредсказуемым финалом. В большинстве случаев действие разворачивается или в космосе, или в подводных глубинах. Но при этом герои произведения оснащаются суперсовременными машинами и устройствами фантастической мощности и эффективности.

    виды литературных жанров

    Можно ли совмещать жанры в литературе

    Все перечисленные виды литературных жанров обладают уникальными признаками отличия. Однако зачастую происходит смешение нескольких жанров в одном произведении. Если это делается профессионально, рождается достаточно интересное, необычное творение. Таким образом, жанры литературного творчества содержат в себе значительный потенциал обновления литературы. Но этими возможностями следует пользоваться осторожно и вдумчиво, так как литература не терпит профанации.

    Жанры литературных произведений по содержанию

    Каждое литературное произведение классифицируется по принадлежности к определенному виду: драма, трагедия, комедия.

    1. Драма — наиболее распространенный литературный жанр, используется авторами для написания произведений в любой форме, кроме оды. В драматическом произведении описывается реальная жизнь персонажей и каждодневные события, по большей части невеселые, порой тягостные. Повествование драматического свойства обязательно должно быть углубленным, раскрывать характер каждого персонажа и анализировать его сущность.жанры литературного творчества
    2. Трагедия — драматическое литературное произведение, но непременно с катастрофическим финалом, смертью, гибелью, уничтожением персонажей. Как правило, трагедия разворачивается на фоне каких-то проблем личного характера и сопровождается фатальной неотвратимостью. Большинство литературных произведений в жанре трагедии написано в стихотворной форме, такой стиль способствует атмосфере безысходности и глубоким переживаниям читателя.
    3. Комедия — художественное произведение юмористического или сатирического толка, построенное на комичности происходящего. Персонажи при этом могут быть грустными, как, например, Пьеро или Арлекин. Ранние классические комедии были написаны еще до рождества Христова древнегреческим комедиографом Аристофаном.

    Какие бывают комедии

    Комедии бывают разных видов и стилей:

    1. Фарс — легкая комедия, построенная на элементарных комических приемах. Встречается как в литературе, так и на театральной сцене. Фарс как особый комедийный стиль используется в цирковой клоунаде.
    2. Водевиль — пьеса комедийного жанра с множеством танцевальных номеров и песен. В США водевиль стал прототипом мюзикла, в России водевилем назывались небольшие комические оперы.
    3. Интермедия — небольшая комическая сценка, которую разыгрывали между действиями основного спектакля, представления или оперы.
    4. Пародия — комедийный прием, основанный на повторении узнаваемых признаков известных литературных персонажей, текстов или музыки в нарочито измененной форме.
    литературные жанры и их определен

    Современные жанры в литературе

    Виды литературных жанров:

    1. Эпические – басня, миф, баллада, былина, сказка.
    2. Лирические – стансы, элегия, эпиграмма, послание, поэма.

    Современные литературные жанры периодически обновляются, за последние десятилетия появилось несколько новых направлений в литературе, такие как политический детектив, психология войны, а также литература в мягких обложках, которая включает в себя все литературные жанры.

    Author: admin

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о