Как самому практиковать дзен – Дзен в буддизме, как его достичь с кем и как практиковать. Правильные практики

Содержание

Как практиковать дзен-буддизм – часть 1. Особенности дзен-буддизма

Дзен-буддизм одна из ключевых практик в развитии самосознания, и ей нужно уделить очень пристальное внимание, так как это основа, фундамент для полноценного развития. Не стоит недооценивать всю силу и красоту дзен-буддизма.

Немного истории дзен-буддизма.

Дзен – одна из самых больших и распространенных школ буддизма в Китае, Японии и других странах восточной Азии, отличительной чертой которой являются сосредоточение, отстраненность и абстрагирование. В ранних текстах дзен называют школой созерцания.

В V веке н. э. Бодхидхарма принёс дзен-буддизм из Индии в Китай, откуда впоследствии он распространился в Корею, Вьетнам и Японию. Нужно сказать, что самой широкой популярностью пользуется японский дзен, представленный школами Риндзай, Обаку, Фукэ и Сото.

Передача традиции дзен восходит к Будде Шакьямуни, и он считается первым в линии передачи дзен. Вторым считается Махакашьяпа, которому Будда передал состояние пробуждения напрямую без слов, тем самым основав традицию дзен в форме прямой передачи учения «от сердца к сердцу».

Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить дхарме, но Будда молчал. Прошло уже довольно много времени, а он ещё не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял. Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся. И Будда сказал: «У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе».

Махакашьяпа пробудился и достиг просветления, благодаря своему глубокому восприятию и развитому осознанию. Безусловно, этому эффекту предшествует долгая и должная подготовка, без которой сколько ни смотри на цветок, просветление не произойдёт.

Особенно пользовался популярностью дзен у самураев. В те времена междоусобных войн и стычек каждому воину приходилось постоянно совершенствовать свои навыки и повышать боевую эффективность, а эта практика прекрасно укрепляет дух и обостряет восприятие.

Из-за «закрытости» Японии европейцы впервые смогли познакомиться с культурой страны только в середине XIX века, а распространение дзен-буддизма на Западе связано с выходом книг профессора Д. Т. Судзуки, который оказал большое влияние на сознание европейцев. Он смог донести идеи и интерпретировать термины и понятия для нашего понимания.

Далее был бум развития этого учения, многие стали ездить на обучение в монастыри Японии. После стали издаваться книги уже западными авторами, создаваться академические труды и всевозможные публикации. Но, как известно, учиться лучше у истоков.

В настоящее время число последователей дзен в Японии составляет более 6 миллионов человек. Из них 4 миллиона человек входят в школу Сото, 2 миллиона человек в школу Риндзай и 100 тысяч человек в школу Обаку. Всего количество последователей японского дзэн по всему миру по данным на 2007 год составляет около 10 млн человек.

Особенности дзен-буддизма

В дзен преобладает иррациональность, необъяснимость и абстрактность логики. Мастер Энго, отвечая на вопрос «Что такое дзен?», выразился следующим образом:  — он непосредственно перед вами в это мгновение, я передаю его вам во всей полноте. Для умного человека одного слова достаточно, чтобы направить его к истине, но даже в этом случае может вкрасться ошибка. Великая истина Дзэна живёт в каждом. Загляните внутрь и ищите её там, не прибегая к чьей-либо помощи.

Ещё один наставник дзен ответил на тот же вопрос так: «Пить чай, есть рис, я провожу своё время естественно, любоваться потолком, любоваться горами. Какое безмятежное спокойствие и чувство!»

Подобный уровень осознания проявляется именно таким образом. Человек больше не находится в хаосе мыслей, страхов и беспокойства, он свободен от ума и иллюзорного восприятия.

Дзен-буддизм всячески отрицает логику и всевозможную рациональность, в то же время не препятствуя ей и не противопоставляя, так как это уже будет признаком вовлечённости в процесс и автоматически подверженности им.

Дзен отрицает суть всех вещей, проявляя, таким образом, наивысшую форму утверждения.

Такое отношение к идеям призывает не привязываться к мыслям, чувствам и образу себя, а освобождает от зависимости и обусловленности восприятия. Умом сложно понять некоторые постулаты, но это и не требуется. Дзен-буддизм против попыток что-то объяснить словами, обвешать ярлыками и рационализировать.

Истина находится вне ума. Её нельзя понять, а только осознать, поэтому дзен не учит, а только указывает путь. Нужно не домысливать, а развивать осознание через практику – любые попытки отклониться в сторону философии категорически пресекаются, порой даже в очень грубой форме вплоть до физического воздействия.

Четыре принципа дзен-буддизма

Бодхидхарма сформировал четыре принципа дзен-буддизма:

  • особая передача вне Учения
  • не опираться на слова и тексты
  • прямое указание на сознание человека
  • созерцая свою природу, становиться Буддой.

Что это значит? Передача вне учения означает, что в присутствии Мастера обучение происходит особым образом, он передаёт частичку своего осознания, бытия напрямую ученику, минуя ум и понимание.

Не опираться на слова и тексты – не привязываться к традиционным формам обучения через разговоры. Буддизм предполагает изучение и заучивание сутр, молитвы Будде и поклонение. Дзен-буддизм против этого: не разговоры приведут к просветлению, а действия, только практика.

Прямое указание на сознание человека подразумевает, что нужно ориентироваться на наблюдение самого себя, развивая самосознание. Направленность внимания должна быть не на внешние объекты, коими также можно назвать и мысли, а на то, что лежит за ними – на свою истинную природу.

Созерцая свою природу, становиться Буддой. По мере практики, развивается способность к осознанию, сознание очищается от иллюзорного восприятия, ум становится тихим, гладким, как поверхность воды и непоколебимым, как гора. В этом состоянии человек созерцает себя и осознаёт свою природу Будды.

Практика дзен не учит человека чему-то новому и не воспитывает в нём каких-то навыков, а только лишь освобождает его от хаоса и ненужных вещей, от двойственности сознания. Это звучит как-то легко и не эффектно, так что можно сказать и по-другому.

Человек полностью меняется, он становится свободным от страхов, комплексов, условностей,  становится сильным и свободным, находясь в гармонии с собой и с окружающим миром. На него невозможно никак воздействовать, ибо он не привязан ни к чему.

Практика дзен-буддизма

Огромнейшее значение в практике имеет позиция тела; примечательно, что человек сидит лицом к стене, это улучшает концентрацию. Да и вообще в дзен важны все детали. Адепт крайне скрупулёзно подходит к своему обучению, с завидной педантичностью оттачивая все аспекты.

Позиция. Наш ум очень плотно связан с телом, и для его дисциплинирования необходимо соблюдать нужную позицию во время практики. Подобно тому, как физической осанкой можно поменять ход своих мыслей, так же и позиция в дзен делает ум более гибким для необходимого эффекта в практике. Наблюдаем знакомую психосоматику, верно? Сидение в позиции, которую вы увидите в видео, называется дзадзен. Тело периодически будет пытаться выйти из неё, нарушив баланс тела и ума, но вам нужно внимательно за этим следить и возвращаться в исходную позицию.

Сидеть необходимо лицом к стене на покрывале, сложенным в несколько раз. Таз должен быть наклонён вперёд, ягодицы отведены назад. Таким образом, создаётся нужная напряжённость в нижней части живота, в точке сосредоточения танден, располагающейся на 5 см ниже пупка. Почему это важно, я расскажу в следующих статьях, поэтому не забудьте подписаться на получение новых статей.

Грудь, плечи и все остальные мышцы, которые не участвуют в поддержании тела в данной позиции, должны быть расслаблены. Особое внимание нужно обратить на состоянии мышц лица. Когда человек на чём-то сосредоточен, его лицо часто напряжено, зажато, что сказывается и на состоянии ума. Налицо наличие озабоченности правильным выполнением инструкций, что наоборот мешает практике. Глаза полуприкрыты, вектор взгляда направлен на точку на полу в 50-100 см от линии ног.

Позиция дзадзен эффективно благоприятствует выведению кишечных газов из организма из-за нужного наклона таза, а также улучшению сердечно-сосудистой системы.

Дыхание. В дзадзен практикуется естественное дыхание: низ живота выпячивается, производится вдох, при выдохе низ живота втягивается. Не секрет, что мы используем объём лёгких лишь на треть, поэтому также можно попрактиковать дыхательные упражнения.

Хроническая напряжённость диафрагмы не даёт вдохнуть воздух полным объёмом лёгких, поэтому стоит уделить этому моменту особое внимание. Делая вдох, в конце добавляете лёгкое дополнительное выпячивание живота, реализуя до-вдох. Выдыхая, производите лёгкий до-выдох, дополнительно сжимая низ живота. Это также избавляет вас от застойного воздуха в лёгких.

Важно не переусердствовать в дополнительном форсировании дыхательного цикла. Напрягая мышцы живота, нужно выполнять действительно

лёгкое усилие, а не судорожно сжимать все мышцы тела, иначе можно даже навредить себе.

Таким образом, процесс дыхания в дзадзен никоим образом не задействует грудную клетку, более того, нужно следить за тем, чтобы она не двигалась рефлекторно и оставалась неподвижной. Дзен-буддизм требует вырабатывать определённую внимательность, некое состояние ума, в котором внимание является важнейшей функцией, и его нужно распределять на разные объекты.

Практика дыхания в дзен способствует выработке такого внимания. В частности, нужно следить за процессом регулирования противодействия напряжённости брюшных мышц и поднятием диафрагмы. При выдохе сжимаются брюшные мышцы, и диафрагма естественным образом поднимается вверх. Ваша задача – противодействовать поднятию диафрагмы, так как при поднятии её вверх создаётся напряжённость в грудной клетке, а вам нужно удерживать напряжённость внизу живота в танден.

Это достигается небольшой задержкой дыхания после полного вдоха и полного выдоха. На начальном этапе вы можете не осознавать напряжение диафрагмы во время совершения выдоха, а практика очень кратковременной задержки дыхания даст вам возможность это увидеть.

Счёт дыханий. Для базовой тренировки внимания первый месяц следует практиковать счёт дыханий. На счёт «раз» делаете вдох, на счёт «два» делаете выдох, на счёт «три» вдох, «четыре» выдох. И так до десяти, потом цикл повторяется заново. Счёт дыхания в дзен делается в уме. Также через пару недель можно сменить порядок счёта и считать выдох на счёт один, а вдох на счёт два. Позже можно считать только вдохи или только выдохи.

Так вы сидите в позиции дзадзен, считая дыхание до десяти и начиная заново. Спустя небольшой промежуток времени, вы обнаружите, что сбились со счёта и забыли какая сейчас цифра. Это нормально, такое происходит со всеми, вам просто нужно начать заново.

Вас будут отвлекать различные мысли, образы, ассоциации, возникающие по ходу практики, и вы ничего не сможете с этим поделать, этот факт нужно принять, как есть.

Со временем вы придёте к тому, что сможете дольше находиться в состоянии сосредоточения. У вас начнётся вырабатываться так называемая однонаправленность ума, один из терминов дзен. Вы сможете находиться в состоянии концентрации больше 5 минут, и это будет признаком прогресса в практике.

Внимание. Объектом своего внимания выберите область танден, именно там следует сфокусировать и остановить свой ум. При правильной позиции и наклоне таза, в тандене будет создаваться избыточное давление и напряжённость, что будет способствовать  вашей способности к фокусировке.

Область танден является в данном случае центром тяжести всего тела, формируя способность ума к концентрации и однонаправленности. Когда уму приходится выполнять несколько функций одновременно, его склонность к мыслеблудию ограничивается – просто некогда думать о чём-то, когда приходится одинаково эффективно распределять внимание на несколько объектов.

Так вам нужно следить за расслабленностью плечевых мышц, лицевых, поясничных, дабы избежать искусственного перенапряжения поясницы вследствие излишних попыток выпятить ягодицы и опустить живот. Далее нужно следить за дыханием, чтобы оно не было прерывистым, а равномерным и глубоким.

Одновременно с этим, нужно контролировать противодействие диафрагмы и брюшных мышц при выдохе. Точкой фокусировки внимания сделать танден и следить за ним, и плюс ко всему ещё считать дыхание! Согласен, работы много, но это того стоит.

Как практиковать дзен-буддизм — видео

Результаты практики дзен-буддизма

Да, вначале будет сложно и непривычно, но с практикой вы втянетесь, и всё пойдёт нормально. На первых порах будут неметь ноги, поэтому лучше лечь, вытянуть их и дать восстановиться кровообращению минуты три.

В целом высидеть 10 минут без перерыва несложно, а первую неделю делайте практику только по 10-15 минут, и только потом начинайте доводить до получаса.

Если вы будете регулярно практиковать дзен-буддизм по тридцать минут утром и тридцать минут вечером, результаты не заставят себя ждать. Вот некоторые из них:

  • способность долго находиться в состоянии сосредоточения
  • улучшение здоровья
  • повышение тонуса
  • бодрость духа и хорошее настроение
  • повышение уверенности в себе из-за укрепления духа
  • увеличение скорости восприятия и много других.

В следующих частях (часть 2,  часть 3)рассмотрим другие элементы дзен, а пока на этом на сегодня всё, я желаю вам успехов и настоятельно рекомендую дзен-буддизм, как одну из лучших практик мира.

С наилучшими пожеланиями,

Николай Митин

_____________________________________________________________________

©

Как практиковать дзен-буддизм — часть 3. Особенности внимания

После того, как вы освоили начальные этапы практики дзен в первой статье и во второй, следует изучить некоторые аспекты внимания в дзадзен. А для начала напомню о последовательности изучения.

  1. Изучение позиции
  2. Регулирование дыхания
  3. Привязка внимания в танден
  4. Счёт дыханий – разные виды
  5. Прекращение счёта – просто осознавание в безмолвии.

Таким образом, наработка правильного состояния должна занять у вас 1-2 месяца – если вы не являетесь живым воплощением Будды, сэкономить или перепрыгнуть этот срок никак не получится. И да, это при практике 30 минут утром и 30 минут вечером. В  начале практики увеличение длительности времени практики не даст никакого особого эффекта.

Правильный дзадзен за этот период выработает определённую однонаправленность ума, неподвижность сознания, которая характеризуется безмолвием. И в это время уже можно открывать глазки: всю предыдущую практику вы делали с закрытыми глазами, чтобы легче было сосредоточиться на внутренних моментах, а теперь вам нужно учиться разделять своё внимание.

Часть внимания будет направлена, как и прежде, на танден и осознавание, другая часть будет осознавать теперь и окружающее пространство.

В начале практики дзен вы начинаете замечать, что мыслей у вас стало слишком много, однако, вы и самостоятельно можете убедиться в том, что не мыслей стало слишком много, а просто вы их стали больше замечать, в то время как ранее, всё ваше внимание было направлено только лишь на окружающий мир, и поступающая оттуда информация настолько овладевала вашим вниманием, что вы просто не могли осознавать большую часть ваших мыслеобразов.

Теперь особенностью практики дзадзен будет развитие способности пребывать в неподвижности сознания с уже открытыми глазами, через которые поступает информация из окружающего мира, что, естественно, будет будоражить ум и отвлекать внимание.

Спустя какое-то время вам это начнёт удаваться и стоит усложнить практику дзен и перейти на следующую стадию.

Дзен нужно практиковать ежесекундно в течение дня. Отдыхаете ли вы или работаете, кушаете или разговариваете, думаете и планируете день, занимаетесь любовью или сидите в туалете, — всё это время вам нужно находиться в состоянии дзен!

Во время дзадзен, находясь в неподвижном физическом и умственном состоянии, мы уже научились пребывать в нужном состоянии сосредоточенности, но тело и ум настолько взаимосвязаны, что при обычных движениях тела и жестикуляциях, ум тоже приходит в движение и вот вы уже и выпали из центрированной ненапряжённости.

Вторым аспектом потери бдительности, как я уже упоминал, является поступление информации извне. Занимаясь рутинной физической работой, ещё как-то можно помнить себя, а вот беседуя с кем-либо, читая или занимаясь умственным видом деятельности, уже сложнее не забыть себя, отождествляясь с тем видом деятельности, каким вы в данный момент заняты.

Даже сам смысл слова «занят» подразумевает, что кто-то или что-то нас держит, тогда как «не занят» подразумевает свободу.

Чем занят ваш ум? Можно ли пребывать в состоянии незанятости, состоянии свободы, делая что-то?

Когда вы сидите, вы пребываете в незанятом состоянии свободы, в котором вам очень хорошо и ваша задача выкристаллизовать это состояние пребывая в мире и не позволяя ему пребывать в вас. Чтобы вы ни делали, вам нужно находиться в центрированном состоянии бдительной расслабленности, не позволяя себе отождествляться с поступающей информацией, т.к. в противном случае вы отдаёте всего себя, выплёскиваетесь наружу, и вас больше нет.

И вот теперь уже, при наличии свободного времени, имеет смысл попрактиковаться в круговом дзен.  Полчаса сидите – полчаса ходите – полчаса лежите. С сидением ясно, давайте разберём хождение и лежание.

Ходить нужно очень медленно, не жестикулируя, и по незамысловатой траектории, например, по кругу, тренируя своё внимание при минимуме добавленных элементов – только передвижении ног. Если есть возможность и желание, то можно изучить тайцзицюань или багуачжан – великолепные направления ушу, в которых помимо получения очевидных терапевтических и спортивных эффектов, вы можете практиковать наработку усложнённого внимания с высококоординационными движениями и дыханием.

А лежачий дзен – это по сути практика внетелесного осознания и получаемый результат в виде осознания себя вне тела зависит в первую очередь от состояния недеяния и неподвижности сознания. Т.е., вам нужно просто неподвижно лежать, оставаясь в состоянии дзен. Тут нужно быть внимательным – расслабленность мышечная может сильно повлиять и на вашу бдительность сознания, а расслабляться некогда.

Для начала можно попробовать один цикл: сидение-ходьба-лежание, что займёт полтора часа, а в дальнейшем можно довести и до трёх циклов, общей продолжительностью 4,5 часа. Казалось бы, очень много, да? А ведь в монастыре практика дзен длится по 16-18 часов в сутки!

Круговой дзен – не обязательное требование. В развитии осознания можно вполне обойтись и без него, но наличие такой практики и опыта будет бесспорным преимуществом. Вы можете попробовать попрактиковаться так раз в неделю или раз в месяц, получая при этом бесценный опыт.

Направленность внимания в дзен

Некоторые практикующие не могут понять направленность внимания во время кругового дзен. Если внимание направлено внутрь на танден и себя, то как оно может быть одновременно направлено и наружу?

Вообще верно то, что ваше внимание должно быть как весы: часть внимания направлена внутрь, а часть наружу и никакая чаша весов не должна перевешивать, ибо истина где-то посередине. Вы можете просто потренироваться, то направляя целиком и полностью всё своё внимание на окружающий мир, то внутрь себя и потом у вас будет получаться приходить в некое равновесие.

Более верным будет сказать: ваше внимание должно быть направлено в никуда или никуда не направлено, ибо направленность внимания подразумевает дуальность объекта и субъекта и суету ума.

Дзен – это и наука, и искусство, балансирование между логической и творческой частью, и здесь качество практики гораздо важнее количества. Если у вас есть сомнения в своих возможностях, вы можете записаться в индивидуальное обучение практике дзен, а я желаю вам практиковать дзен постоянно и получать от этого радость и свободу бытия и возможностей!

С наилучшими пожеланиями,

Николай Митин

_____________________________________________________________________

Есть много аспектов прикладного дзен-буддизма: куда хочешь, туда и прикладывай!

Дзен-буддизм: основные идеи кратко.

Дзен-буддизм — школа буддизма Махаяны, широко распространённая в Китае. Само слово «дзен» происходит от термина «дхьяна», который в йоге и буддизме означает в широком смысле совершенную медитацию, а в более узком — сосредоточение ума на совершенном объекте. Другое название школы дзен-буддизма — «Сердце Будды», или «Буддхахридайя».

Парампара школы дзен-буддизма берёт своё начало от самого Будды Шакьямуни. Он передал это учение одному из своих самых талантливых учеников — Махакашьяпе. В Китай же учение принёс буддийский монах Бодхидхарма в пятом веке нашей эры. Сердцем школы дзен-буддизма считается монастырь Шаолинь. После ухода Бодхидхармы учение дзен-буддизма раскололось на северную и южную школу. Южная также раскололась на пять школ, из которых сегодня сохранились только две: Цаодун и Линьцзи. В седьмом веке дзен-буддизм пришёл в Корею, а в девятом веке дзен-буддизм стал распространяться в Японии.

Дзен-буддизм: основные принципы

Дзен-буддизм отрицает многие буддийские концепции, считая их иллюзорными. К примеру, концепция нирваны не рассматривается всерьёз, потому что Будда не давал чёткого пояснения о том, что это такое, лишь иногда говоря своим ученикам, чем нирвана не является. Поэтому в силу своей практичности дзен-буддизм не уделяет внимания изучению концепций, которые не связаны с конкретными практическими аспектами.

Медитативные практики дзен-буддизма включают в себя медитации с концентрацией на каком-либо объекте или мысли. «Состояние одной мысли» — это основная практика в дзен-буддизме. Точнее, это не совсем практика — это состояние, которого практикующие дзен-буддизма стремятся достичь путём концентрации на объекте медитации. Концентрируясь на каком-либо особенном утверждении, человек эволюционирует по принципу «О чём ты думаешь — тем ты и становишься».

Есть такое психическое расстройство — ипохондрия. Это заболевание, когда человек силой своей мнительности придумывает себе болезнь и настолько себе это внушает, что эта болезнь начинает у него проявляться. Таким образом, можно сделать вывод, что наш ум — мощнейший инструмент, который может нас как воскресить, так и убить. И если дать ему волю, то он может довести нас до полного безумия, а вот если подчинить его себе, — результаты будут просто потрясающими. На этой идее и основаны практики дзен-буддизма.

Дзен-буддизм, буддизм, буддийские монахи

Школа дзен-буддизма включает в себя четыре базовых аспекта:

  • Передача знания от сердца к сердцу, то есть напрямую, на тонком уровне от учителя к ученику.
  • Отсутствие абсолютной авторитетности текстов. Первичным признаётся лишь опыт и практика.
  • Передача учения несимволическим методом, то есть словами или действиями, которые для непосвящённых будут казаться бессмыслицей.
  • Обретение состояния Будды путём созерцания своего внутреннего мира.

Формально являясь школой и ответвлением классического буддизма Махаяны, дзен-буддизм в корне от него отличается. Школа дзен-буддизма не признаёт авторитетность писаний — дзен-буддизм не опирается на классические буддийские сутры. Первичным в дзен-буддизме считается личный опыт и практика, а философские концепции и различные тексты практически не имеют никакого веса. Известная поговорка «Встретил Будду — убей Будду» относится именно к школе дзен-буддизма. Речь, разумеется, не идёт о призыве к насилию, речь идёт о некой здравой доле нигилизма на духовном пути, то есть о том, что слова любого, даже самого авторитетного, учителя надлежит ставить под сомнение и проверять их на личном опыте. Именно поэтому в дзен-буддизме полностью отсутствует догматизм или какие-то устоявшиеся философские концепции, а само направление считается максимально практичным и эффективным.

В дзен-буддизме последователи следуют таким принципам действия и восприятия реальности:

  • Пребывать в состоянии «здесь и сейчас» — максимально концентрироваться на том, что делаешь в данный момент, а не предаваться пространным размышлениям, фантазиям или беспокойству о прошлом и будущем.
  • Действовать, а не только философствовать, — призывал своих учеников Бодхидхарма, чтобы не уподобляться древним философам, которые много рассуждали, а воз, как говорится, оставался и ныне там.
  • Действовать так, как велит сердце, не подвергая его порывы длительному анализу и бесплодным мудрствованиям.
  • Не напрягаться и не беспокоиться. Мир совершенен, и лишь в силу собственного несовершенства мы видим в нём иллюзорные изъяны. Важно правильно понимать подобную концепцию — речь не идёт о бездействии и праздном образе жизни. Речь о равностном и рациональном восприятии действительности.
  • Нейтральное восприятие происходящего. Все события нейтральны по своей природе, и лишь наш ум делит их на приятные и неприятные.
  • Быть открытым ко всем новому — не превращаться в фанатика и догматика, который убеждён, что уже познал Истину, а все, кто с ним не согласны, априори заблуждаются.
мудра, джняна мудра, буддизм, дзен, дзен-буддизм, статуя

Это общие принципы, которых придерживаются последователи дзен-буддизма. Если подытожить, то в дзен-буддизме три краеугольных камня:

  • Медитация. Концентрация на совершенном объекте — визуализации или мысли, ведёт к успокоению ума, непривязанности, спокойствию и контролю над собой.
  • Радость от процесса действия. Цель всех деяний — радость. Страдания нам причиняет именно то, что мы привязываемся к плодам действий — ожидаем от реальности того или иного результата, а у реальности порой свои планы. Последователи дзен-буддизма учатся получать удовольствие от самого процесса действия, чтобы они ни делали.
  • Состояние «здесь и сейчас». Есть такая шутка: жизнь прекрасна, если не вспоминать прошлое, не думать о будущем и не переживать о настоящем. На самом деле так и есть. Наш ум — источник бесконечного беспокойства. Мы вспоминаем прошлые неприятности, беспокоимся о том, как всё сложится дальше и переживаем о том, что сейчас всё происходит не так, как мы ожидали. Дзен-буддизм предлагает отпустить прошлое — ведь оно уже прошло, равностно относиться к текущим событиям, ведь они все нейтральны по своей природе, и не переживать о будущем, ведь в это самое будущее ещё надо уметь попасть. А ведь можно попасть в такое будущее, в котором просто не будет пугающих вас событий, а можно попасть в такое будущее, в котором уже не будет вас. Поэтому переживания о будущем — самое бессмысленное в мире занятие.

Ценность дзен-буддизма в том, что он максимально практичен. В нём нет никаких странных философских концепций, догм, ритуалов и так далее. Дзен-буддизм основан на простых жизненных истинах, которые каждого могут сделать счастливым и привести к эволюции. Для практики дзен-буддизма вовсе не обязательно на полжизни закрываться в монастыре, эта школа предлагает вполне реальные простые практики, которые может практиковать каждый в условиях мегаполиса и обычной социальной жизни.

Дзен-буддизм — основные идеи и философия дзен в 10 правилах

Философия дзен-буддизма

Дзен — это учение о полном осознании природы реальности, о просветлении. Считается, что эта разновидность буддизма была принесена в Китай индийским монахом Бодхидхармой, а уже оттуда распространилась в Японию, Корею и Вьетнам, а в 19-м и 20-м веках и на Запад. Сам Бодхидхарма определил дзен-буддизм как «непосредственный переход к пробужденному сознанию, минуя традицию и священные тексты».

Считается, что истина дзен живет в каждом из нас. Нужно просто заглянуть внутрь и найти ее там, не прибегая к посторонней помощи. Практика дзен останавливает любую мыслительную деятельность при помощи концентрации мысли на том, чем вы заняты в настоящий момент, здесь и сейчас.

Жизнь в стиле дзен

   — Мастер, вы достигли почтенного возраста и глубокого просветления. Как вам это удалось?
— Все потому, что я не прекращаю практику дзен.
— Дзен – что это?
— Ничего особого. Познать дзен – это просто. Когда я хочу пить – пью, когда хочу есть – ем, когда хочу спать — сплю. А в остальном — следую природе и законам естественности. Это и есть основные идеи дзен-буддизма.
— Но разве не все делают то же самое?
— Нет. Посуди сам: когда нужно пить – ты перебираешь в голове свои проблемы и неудачи, когда нужно есть — ты думаешь, о чем угодно только не о еде, когда нужно спать — ты пытаешься решить все мировые проблемы. Пьет, ест, спит только твое тело. Мысли же твои крутятся вокруг денег, славы, секса, пищи и еще много чего. Но когда я голоден, я только ем. Когда я устал, я только сплю. У меня нет мышления, и поэтому у меня нет внутреннего и внешнего.

Задача для практикующего дзен-буддизм — увидеть уникальность, простоту и суть каждой вещи. А увидев это – найти гармонию с миром, каждой вещью в нем и самим собой. 

Человек дзен-буддизма ни к чему не привязывается, и ничего не отвергает. Он, словно облако, которое движется, куда захочет. Живет с открытым сердцем и позволяет жизни спокойно протекать сквозь него, принимая все ее дары: горе и радость, приобретения и потери, встречи и расставания. Быть дзен – значит делать все совершенно. Совершенно заблуждаться, страдать от боли в животе, наблюдать за бабочкой, варить суп или составлять отчет.

Так вы способны, отбросив предвзятости и ограничения, проникнуть в суть самой жизни. Прямо сейчас. Философия дзен непосредственно перед вами в этот момент. 

Что такое дзен? 10 правил дзен-буддизма для достижения гармонии 

Дзен-буддизм — основые идеи dzen

   — Будьте внимательны ко всему, что вы делаете в настоящий момент. Если вы моете чашку, мойте чашку. Вкладывайтесь на 100% разумом и сердцем в то, чем занимаетесь прямо сейчас, и тогда вы достигнете по-настоящему хороших результатов. Ум всегда будет острым и свежим, если вы научитесь концентрироваться на настоящем моменте. Это несложно, надо просто напоминать себе о том, чтобы быть внимательным. Когда вы едите, осознавайте вкус и фактуру пищи – кстати, так очень легко похудеть, потому что вы больше не будете автоматически съедать лишнего. Когда спускаетесь по лестнице, сосредоточьтесь на спуске, не думайте о бумагах, которые ждут вас в офисе, или о человеке, живущем в другом городе. Монахи практикуют медитацию при ходьбе, – они осознают, как их ступни касаются или отрываются от земли. Отличный способ избавиться от мыслей – слушать свое дыхание. А когда такая внимательность войдет в привычку, ваш КПД возрастет в несколько раз. Вы научитесь легко сосредотачиваться, ни на что не отвлекаться. Станете великим переговорщиком, тонко чувствующим собеседника. И вообще, в работе вам не будет равных. (Но для вас, дзенствующего, амбиции не имеют значения.)

   — Действуйте, а не только рассуждайте. Вот настоящий секрет успеха. На Востоке слова без практики не имеют цены: мастерства можно достичь, если каждый день класть кирпичи, но не чтением книг об этом. Бодхидхарма просил своих учеников сжигать писания, чтобы они не становились рабами слов вместо того, чтобы практиковать учение, выраженное словом. Знание – это карта, на которой указана конечная цель, но, чтобы ее достигнуть, нужно самому пройти весь маршрут.

   — Совершайте прямые действия. Многочасовые раздумья на тему «что будет, если…» – это не про дзен. Он простой, прямой и непосредственный. Поэтому, если вы хотите что-то сказать или сделать, просто скажите или сделайте, не усложняя. Например, обнимите отца со словами: «Знаешь, папа, я очень тебя люблю». Или скажите начальнику, что вам нужно повысить зарплату. (Или обнимите начальника со словами: «Знаешь, папа, тебе нужно повысить мне зарплату».)

   — Расслабьтесь. Это самое приятное в повседневном дзен. Правда, если мир иллюзорен, стоит ли напрягаться? Зачем беспокоиться, если события нельзя изменить? А если можно – беспокоиться тем более не о чем. Позвольте себе немножечко пожить, как трава, поплыть по течению… Примите себя и свои проявления: недостатков не существует, это люди их придумали. Вы совершенны. И перестаньте себя за все укорять. Укоряя себя, вы укоряете божественное начало, Абсолют в себе, как будто он может быть несовершенен. Это все равно что упрекать луну за то, что она недостаточно желтая, а солнце чересчур горячее.

   — Отдыхайте. Используйте тихие мгновения, возникающие в течение дня, как время самонаблюдения и спокойствия, медитации или непродолжительного сна. Даже молодым людям пойдет на пользу короткий послеобеденный отдых. Выучите какое-нибудь из упражнений цигун или научитесь дышать животом. Созерцайте что-нибудь приятное. Не забывайте перезаряжать внутренние батареи.

   — Слушайте свое сердце. Каждый раз обращайтесь к нему, когда принимаете важное решение. Дон Хуан предупреждал: если у твоего Пути нет сердца, он убьет тебя. Перестаньте заниматься тем, что вам не нравится, и займитесь любимым делом. Если до сих пор вы не выбрали Путь, вспомните о своих мечтах. О самых сокровенных детских желаниях. Может, это как раз то, что вам сейчас нужно?

   — Принимайте вещи такими, какие они есть. Приспосабливайтесь к ним. События происходят так, как происходят, а мы делим их на плохие и хорошие вместо того, чтобы взглянуть на факты прямо. Знаете, все что угодно может стать источником конфликта, угрозы или насилия. Но может – сострадания, любви и радости. Все зависит от угла зрения. Наблюдайте за жизнью и двигайтесь согласно ее течению: это поможет вам жить и развиваться.

   — Будьте открыты. Слушайте людей не только головой, но всем сердцем, и не ради того, чтобы продолжить свой монолог, когда возникнет пауза. Воспринимайте новые идеи и принципы независимо от того, каким умудренным и опытным вы себя чувствуете. Откройтесь навстречу переменам и неожиданным возможностям – иногда то, что кажется отклонением от пути, оказывается кратчайшей тропой к вашей цели. Продолжайте искать новых друзей, не отгораживайтесь от незнакомцев – кто-то из них может изменить вашу жизнь и оказать огромную помощь.

   — Находите смешное в повседневной жизни. Дайте волю своему чувству юмора, не относитесь ко всему слишком серьезно. Серьезность – это способ сделать простые вещи сложными. Почитайте руководство для начинающего медитатора: «Вас подставили. Вас кинули на все ваши бабки до цента. Все деньги – иллюзия. У вас ничего нет. И не было». Или: «Не бойтесь остаться наедине с собой. Вы не кусаетесь».

   — Просто будьте. Войдите в свое чистое существование без границ. Дзен не содержит ничего, что сковывает человеческую природу. Среди историй о дзене есть такая: ученик приходит к Учителю и просит показать ему путь к освобождению. «Кто же тебя неволит?» – спрашивает Учитель. «Никто», – отвечает ученик и тут же достигает просветления.

   Философия дзен-буддизма в притчах: 101 дзенская история

Дзен | Самосовершенствование это просто!

Дзен-буддизм, а сокращённо – дзен, естественным образом отпочковался от истоков – буддизма. Это произошло вследствие того, что когда-то давно нашлись люди, которые сказали «хватит трепаться попусту! Даёшь чистую практику!». Традиционно в изучение буддизма входит изучение сутр – историй о событиях с просветлёнными мастерами; поклонение Будде, молитвы, распространение учения путём цитирования изречений и т.д.

И вот некоторые действительно искушённые в практике люди сказали: стоп! Эти все действия не приводят ни к чему! Имеет значение лишь практика, а не разговоры или молитвы. Уж не помню, как звали этих добрых людей и кто считается основателем дзен, да и это не особо важно, так как одним из постулатов является «отбрось всё, за что держишься и к чему привязан! Встретишь Будду внутри себя – убей его!».

Цель дзен — отключить ум, а вернее поставить его в такие условия, в которых он сам отключится. Одним из направлений практики является размышления над коанами. Это выражения, не имеющие логического решения, такие как: «как звучит звук хлопка одной ладони?», «кто Я?», «где был я до рождения?» и другие. Одно из направлений, но отнюдь необязательное. Для многих людей подобные выражения являются интересными и они судорожно пытаются употреблять их в повседневной жизни ради красного словца, думая, что это является показателем их развитости.

В последнее время множество людей по достоинству оценили все прелести истинной практики дзен, проявлениями результатов которой можно назвать такие эффекты, как ощущение лёгкости, чувство свободы и радости, умиротворённость, способность не терять фокусировки внимания длительное время, улучшение здоровья и другие. Дзен становится популярным. Если ранее это была более экзотика, то сейчас реальная потребность в практике.

И не идёт здесь речь о какой-то религии и прочих подобных факторах. Да, изначально дзен формировался с уклоном на религию, и большинство людей так считают до сих пор. На самом деле, практиковать дзен может человек любой религии или без наличия оной. Ведь он вращается вокруг работы с телом и умом, вокруг навыка сфокусированности и сосредоточенности. В прошлом многие христианские монахи, выполняя коленопреклонения и молитвы по тысяче раз в день, достигали определённых эффектов внутреннего безмолвия и это считалось признаком их святости.

Не будем пока о религии и верованиях. Возьмём, к примеру, йогу. Великолепная практика, которую выполняют миллионы людей во всём мире, не углубляясь в её духовную составляющую. Так же предлагаю относиться и к дзен – просто делать и радоваться получаемым результатам.

Здесь сложно описать все нюансы практики дзен, ибо ушло бы на это, минимум, страниц 50. Скажу только, что здесь имеет значение каждая мелочь и деталь касательно позиции тела, состояния ума, регулирования дыхания и работы внимания. Пропустив что-то, на первый взгляд незначительное, не получим желаемого эффекта.

И время-то на это нужно – 1 час в день! А вначале вообще от 15 минут до получаса. Проанализировав, куда мы обычно его спускаем, стоит призадуматься. Особенности практики дзен-буддизма вместе с видео-инструкцией о том, как правильно сидеть в позиции дзен описано и показано в статье как практиковать дзен-буддизм часть 1.

Это, пожалуй, одна из самых лучших и важных практик, которыми стоит заниматься. Если вы подумываете о том, чтобы начать заниматься дзеном, рекомендую записаться в индивидуальное обучение практике дзен.

С наилучшими пожеланиями,

Николай Митин

О работе с мыслями

Практикуете ли вы дзен?

Ещё материалы об изменённых состояниях: внетелесное восприятие и ментальное восприятие.

_______________________________________________________________________________

— Привет, сосед, как там ваш малыш?
— Да малыш нормально. А вот на нас недостаток сна сильно сказывается. Плоховато себя чувствую.
— А как Лена?
— Лена — это я! Генка выглядит еще хуже…

Как практиковать дзен-буддизм – часть 2. Нюансы дзадзен.

Продолжим обсуждение практики дзен-буддизма, первая часть статьи находится здесь как практиковать дзен-буддизм – часть 1. Надеюсь, какое-то время вы уже практиковали дзадзен и выработали минимально необходимую концентрацию для практики, поэтому сразу перейду к новому материалу.

Генерация состояния в дзен-буддизме

Нужно понимать, что дзен это не просто умственные упражнения, которые можно делать ради интереса, а в первую очередь развитие сознания до небывалых высот. Практикующий стремится развить такое состояние сосредоточения, которое практически нельзя было бы нарушить.

Когда начинающий сидит в дзадзен, ему мешают мысли, ассоциации, тут вдруг нос зачесался или ноги занемели, мысли о том, сколько прошло времени и когда уже закончатся эти полчаса. Не дай Бог, в комнате будут комары! Тогда вообще всей практике крышка – в таких условиях концентрироваться нельзя.

Эта ирония просто показывает начальные стадии практики и происходящее в ней. Так было со мной, так было и есть с моими учениками. Теперь давайте посмотрим, что скажут джунгли говорят по этому поводу патриархи.

Сидеть нужно так, что если даже перед тобой рухнет гора, у тебя даже веко не дёрнулось и ничто внутри не шелохнулось.

Эх, не очень-то у меня получается говорить в восточном стиле, но смысл цитаты не искажён. Должна быть настолько высокая степень концентрации внимания, что ничто не смогло бы её нарушить и отвлечь вас.

Это достигается усиленной практикой и определённым настроем, который описан в статье побег из тюрьмы. «Учиться, учиться и ещё раз учиться» преобразуется в нашем случае в «Практика, практика и ещё раз практика!». Любым великим свершениям и достижениям  предшествовали долгие часы практики и корпение над искомым.

Особенности внимания в дзен-буддизме

Насколько очень высокой должна быть степень концентрации внимания, настолько же внимание в дзен должно быть тонким и чувствительным.

Внимание в дзен должно быть настолько тончайшим, чтобы суметь услышать шаги муравьёв.

Делаете вы дзадзен, например, в саду Золотого Дракона на поляне Ниспадающей Ивы, и степень внимательности должна быть такой, чтобы услышать шаги мимо проходящих муравьёв. Да не только шаги, а ещё и дыхание муравьёв, и по шуму дыхания определить их количество 😉

Я со смехом вспоминаю свои округляющиеся глаза, когда впервые услыхал эту аналогию. Про дыхание это я, конечно, сам уже придумал. Продолжим.

Сидеть нужно так, чтобы суметь поймать бросившуюся на тебя змею.

Ваше внимание в дзен должно быть настолько острым, что если бы перед вами находилась готовящаяся к броску змея, то:

а) в момент её прыжка внутри вас ничто бы не дёрнулось и не изменилось;

б) вы поймали бы её легко, и не задумываясь;

в) после всего этого точно так же ваша концентрация  и внутреннее состояние абсолютно не изменились, как если бы этой змеи и прыжка и вовсе не было.

Да это просто уму непостижимо! – вполне можете вы сказать и будете абсолютно правы. Если только…. А вот сумасшедшие цирковые и акробатические элементы это ведь тоже уму непостижимо, верно? Гуттаперчивость или координация некоторых людей настолько поражает, что это кажется невозможным.

Поэтому мнение о реальности или нереальности чего-либо субъективно и остаётся всего лишь одним из мнений.

Перед тем, как сказать, что что-то нереально и повесить ярлык, подумайте, а так ли это на самом деле, или это всего лишь проявление вашей субъективности?


Итак, ваше внимание должно быть как очень сильным, чтобы проявление окружающего не могло его потревожить, так и невероятно мягким и чувствительным, чтобы уметь осознавать то, что доселе было неосознанным.

Дзен-буддизм и наблюдение себя

Бывало ли у вас такое состояние, когда вы были настолько чем-то увлечены, что не осознавали ничего другого? Например, настолько увлекательный или страшный и напряжённый момент в фильме, что вы как будто лично оказываетесь в этом фильме. А после с облегчением вздыхаете и осознаёте себя в реальности.

Дзен-буддизм нас учит, что мы не осознаём себя всегда, по аналогии с вышеупомянутым примером. Обеспечением иллюзии осознания себя служит осознание своих мыслей, эмоций и тела.

Человек осознаёт свои мысли, своё тело, но он думает и отождествляет себя с ними, поэтому у него формируется иллюзия, что он осознаёт себя.

Для того, чтобы увидеть эту иллюзию, необходимо смотреть. Нельзя увидеть то, что изначально не видишь, поэтому смотреть нужно на то, что умеешь видеть.

В практике дзадзен вам необходимо наблюдать своё тело, свой ум, свои мысли, эмоции, чувства, — наблюдать себя. И по мере наработки навыка осознанности и внимательности, вы начнёте видеть себя и что-то ещё. Что-то очень неуловимое вначале.

Вам также необходимо наблюдать не только себя, а и того, кто наблюдает — вам нужно наблюдать наблюдателя.


Когда мы наблюдаем себя, практически постоянно функция наблюдения переходит в функцию делания наблюдения. Мы уже не столько наблюдаем, сколько делаем наблюдение, умственно включаясь в этот процесс. Поэтому крайне необходимо помнить об этой возможности и наблюдать наблюдаемое, не забывая наблюдать наблюдателя.

Ключевые ошибки в практике дзен

Собственно, ошибка здесь одна: пойти неправильным путём и прийти не туда, куда нужно.

Ключевыми ошибками в практике дзен всё же может быть следующее:

  • вы можете уйти в дебри словоблудия и философии, дзен же отсекает это;
  • вы можете психически перенапрягаться, пытаясь выработать нужное внутреннее состояние;
  • вы можете загрузиться наблюдением наблюдателя;
  • нужное наблюдение может не получиться, а будет только иллюзия наблюдения и игра ума;
  • вы бросите практику, так и не добившись результата и разочаровавшись в дзен;
  • отсутствие наставника, который бы вас корректировал.

Со всеми этими ошибками мы работаем в индивидуальном обучении практике дзен.

Тем не менее, не всё так плохо. Большинство этих ошибок вы можете избежать, если будете практично и методично внедряться в замечательную практику дзен-буддизм.

Нюансы практики дзадзен — видео

Если у вас возникли какие-то вопросы по практике, вы можете задать их в комментариях, а также почитать продолжение этой статьи в части 3. А на этом сегодня всё, я желаю вам успешно практиковать дзен-буддизм и получать значимые результаты.

С наилучшими пожеланиями,

Николай Митин

_____________________________________________________________________

Есть много аспектов прикладного дзен-буддизма: дзен и чайная церемония, дзен и стрельба из лука, дзен в фехтовании. Почему ещё нет дзен и сидение на унитазе?©

Практика дзен. Пустота и спокойствие

 

Качество бытия

Цель дзадзен — достижение свободы нашего бытия в физической и душевной сферах.

«Все существующее — это лишь вспышка внутри огромного феноменального мира» Доген

Эти слова означают свободу нашей деятельности и нашего бытия. Каждое существование — это иное выражение качества самого бытия.

Внутри данного мгновения это временное существование не меняется, не движется, оно всегда независимо от других существований. В следующее мгновенье возникает другое существование, мы можем измениться в нечто другое.
Строго говоря, не существует связи между мной вчерашним и мной данного момента; между нами нет никакой связи.

«Зола — это зола, она не принадлежит углю, а уголь не становится золой» Доген

Вы думаете, что обладаете умом и телом, потому вы и испытываете чувство одиночества.
Но, когда вы постигнете, что все существующее это только вспышка внутри огромной вселенной, вы станете очень сильным и ваше существование приобретет глубокую осмысленность. Таким было просветление Догена-дзендзи, и в этом — наша практика.

 

Естественность

Что бы вы не делали, если ваше действие и исходит из небытия, оно будет естественным, и такая деятельность окажется истинной. Вы ощутите в ней подлинную радость жизни. 

Мгновенье за мгновеньем каждый человек выступает из небытия, мгновенье за мгновеньем мы ощущаем подлинную радость жизни.

Практикующие дзен говорят: «Син ку ме у», т. е. «Из настоящей пустоты появляется чудесное бытие».
Без небытия нет естественности, нет истинного бытия.
Истинное бытие выступает из небытия, мгновенье за мгновеньем.

Ничего не иметь в уме естественно.
Тогда вы поймете сказанное, но, если у вас есть какая-то идея для сравнения с тем, что говорит собеседник, вы ничего не услышите, ваше понимание будет односторонним, и в этом нет естественности.
Когда вы что-то делаете, вы должны целиком быть вовлечены в действие, должны полностью посвятить себя ему. Тогда вы ничего не имеете.
Поэтому, если в вашей деятельности нет подлинной пустоты, эта деятельность не будет естественной.

 

Пустота

Пока у нас существует какая-то определенная идея будущего, какая-то надежда на будущее, мы не сможем по-настоящему серьезно относиться к тому мгновению, которое существует как раз сию минуту.

В каждое мгновенье, следующее за другим мгновеньем, нам нужно найти свой собственный путь. Какая-то идея совершенства или некоего совершенного пути, установленного для нас кем-то другим, не является нашим истинным путем.
Каждый из нас должен сам идти по своему настоящему пути, и когда мы будем поступать именно так, наш путь выразит универсальный путь. Здесь заключена тайна.

Практикующие дзен говорят: «Шаг за шагом я останавливаю звук журчащего ручейка».
Когда вы шагаете вдоль ручья, вы услышите, как бежит его вода. Этот звук слышен непрерывно, но вы должны суметь остановить его, если пожелаете это сделать; и в этом — свобода, в этом — отречение.

Сосредоточение означает свободу. Поэтому ваше усилие не должно быть направлено на какой-то объект. Вы должны быть сосредоточены на пустоте. Считается, что ум следует сосредоточить на дыхании, но способ удерживать ум на дыхании заключается в том, чтобы совершенно забыть о себе, сидеть и ощущать свое дыхание. Если вы сосредоточитесь на дыхании, вы забудете о себе, а если вы забудете о себе, вы сосредоточитесь на своем дыхании. Просто делайте столько, сколько сможете, и если вы будете продолжать эту практику, вы в конце концов получите переживание истинного существования, которое приходит из пустоты

 

Готовность, внимательность

Важной вещью в практике является обладание спокойным, свободомыслящим способом наблюдения.
Нам нужно принимать вещи без затруднений, такими, каковы они есть. Когда наше мышление отзывчиво, его называют невозмутимым мышлением. Мышление, которое разделяется по многим путям, не является подлинным мышлением. В нашем мышлении должно присутствовать сосредоточение. Это и будет вдумчивость.
Независимо от того, имеете ли вы объект мышления или нет, ваш ум должен быть устойчивым и неразделимым. Это — дзадзен.

Мы просто мыслим всем своим умом и видим вещи такими, каковы они есть, без усилия.
Просто видеть — и быть готовым видеть вещи все нашим умом — вот практика дзадзен.

Именно готовность ума — вот что такое мудрость.
Поэтому дело здесь в том, чтобы оставаться готовым к наблюдению вещей, готовыми к мышлению.
Это называется пустотой, пустотой вашего ума. Пустота — это ничто иное, как практика дзадзен.

 

Вера в небытие

Сюнрю Судзуки убежден, что верить в небытие необходимо, абсолютно необходимо.
Иными словами, мы должны верить в нечто, не имеющее ни формы, ни цвета, нечто, существующее еще до того, как появляются все формы и цвет. Это очень важный пункт.

В постоянных стремлениях воплотить в жизнь свой идеал вы не будете иметь спокойного времени, но если вы всегда готовы к тому, чтобы принять все, невидимое нами, как нечто появляющееся из небытия, зная, что существует какая-то причина, по которой появляется феноменальное существование такой-то формы и цвета,— тогда вы в этот самый момент будете обладать совершенным спокойствием.

Когда вы практикуете дзадзен, вы можете слышать, как в темноте с крыши падают капли воды — идет дождь. Потом между высокими деревьями появится чудесный туман, а еще позже, когда люди примутся за работу, они увидят красивые горы. Но некоторые почувствуют раздражение, если, лежа утром в постели, услышат дождь, ибо не знают, что позднее увидят, как с востока поднимается великолепное солнце. Если наш ум будет сосредоточен на себе, у нас всегда окажутся такие тревоги, но если мы станем принимать самих себя, как воплощение истины, как воплощение природы Будды, мы не будем иметь никаких тревог. Мы подумаем: «Сейчас идет дождь, но мы знаем, что случится через минуту. И, возможно, когда мы выйдем, уже пояснится или поднимется ветер. А раз мы этого не знаем, послушаем сейчас звук дождя!
Такой подход — правильный. Если вы поймете, что сами представляете собой временное воплощение истины, у вас не будет никаких трудностей. Даже в самом центре всяческих тягот вы будете радоваться тому, что вас окружает, вы будете радоваться себе, как чудесной части великой деятельности Будды. Это и есть наш образ жизни.
Сюнрю Судзуки

Под просветлением мастер подразумевает веру в небытие, веру в нечто без формы и окраски, но готовое принять форму и окраску. Это просветление есть неизменная истина.

 

Привязанность и ее отсутствие

То что мы привязаны к чему-то прекрасному, это тоже деятельность Будды.

«Даже хотя сейчас полночь —это рассвет. Хотя и наступает рассвет, сейчас ночь»  Доген

Утверждение Догена сообщает нам понимание, переданное от Будды патриархам, а от патриархов — Догену и нам. Ночь и день не отличаются друг от друга. Одно и то же время иногда называют ночью, а иногда днем. Оба они суть одно.
Практика дзадзен и повседневная деятельность — это одно и то же. 

«Хотя все обладает природой Будды, мы любим цветы и не заботимся о сорняках»  Доген

Это справедливо и по отношению к природе человека. Однако, то, что мы привязаны к чему-то прекрасному,— это тоже деятельность Будды. Нам следует это знать. Когда вы это знаете, не происходит ничего страшного, если вы к чему-то привяжитесь. 

«Цветок опадает, даже если мы его любим, и сорняк растет, несмотря на то, что мы его не любим »  Доген

Хотя это и верно, такова наша жизнь. Нашу жизнь следует принимать именно таким образом.

У нас есть множество эмоциональных проблем, но эти проблемы не являются действительными, они суть нечто сделанное. Эти проблемы отысканы нашими эгоцентрическими идеями или взглядами. Проблемы существуют, поскольку мы выискиваем нечто. Но в действительности отыскать что-либо отдельное невозможно. Счастье — это печаль, а печаль — это счастье. Есть счастье в трудностях, и трудности представляют собой счастье.
Даже хотя бы мы чувствовали по-разному, на самом деле этой разницы нет, в сути своей мы чувствуем одинаково. Таково истинное понимание, переданное нам от Будды.

 

Спокойствие

«Утихает ветер, и я вижу, как падает цветок.
Потому что поет птица, я нахожу полный покой».
из дзенского стихотворения

Мы не ощущаем спокойствия до тех пор, пока в его сфере что-то случится, и только, когда внутри него что-то произойдет, мы обнаруживаем наличие покоя.
Есть японское изречение: «Для луны —облако, для цветка — ветер». Когда мы видим, как облако, дерево или стебель сорной травы прикрывает часть луны, мы ощущаем, как она кругла. Но когда мы видим полную ничем не прикрытую луну, мы не ощущаем ее круглой формы с такой же остротой, как это бывает, когда мы рассматриваем ее сквозь какой-то другой предмет.

Но для ученика дзен сорняк, который для большинства людей ничего не стоит, представляет собой сокровище. И при таком отношении жизнь становится искусством, чем бы вы ни занимались.
Когда вы практикуете дзадзен, вы не должны стараться чего-то достичь. Вам нужно просто сидеть в полном спокойствии ума, не ища ни в чем опоры. Держите только тело выпрямленным, не наклоняйтесь, и ни на что не опирайтесь. Держать тело выпрямленным — это значит не искать ни в чем опоры. 

«Мы должны достичь просветления прежде, чем мы достигнем просветления». Доген 

Мы находим истинный смысл просветления не после того, как мы его достигли. Старание что-то сделать само по себе есть просветление.
Когда мы оказываемся в трудном положении или в опасности, мы обладаем просветлением. Когда мы попадаем в грязь, нам нужно иметь спокойствие.
Обычно мы считаем, что жить в мимолетном мире очень трудно, но как раз только внутри этой мимолетной жизни мы можем найти радость жизни вечной.

Но с правильным пониманием вы сможете добиться некоторого прогресса. Тогда все, что вы делаете, хотя бы и несовершенным образом, будет основано на вашей глубочайшей внутренней природе, и понемногу вы чего-то достигнете.

Что более важно, достичь просветления или достичь его до того, как вы достигли просветления, нажить миллион долларов или наслаждаться жизнью в своих постепенных усилиях, хотя бы даже нажить этот миллион оказалось невозможным, добиться успеха или найти какой-то смысл в своем желании успеха?

Если ответ вам неизвестен, вы даже не сможете практиковать дзадзен, если же он вам известен, вы найдете истинное сокровище жизни.

 

Переживание, а не философия

Когда мы восстановим свою первоначальную природу и начнем совершать на этом основании неправильные усилия, мы оценим результат этих усилий, длившихся мгновенье за мгновеньем, день за днем, год за годом. Вот как нам следует оценивать свою жизнь. Те, кто привязан только к результату своих усилий, не будут иметь возможности дать им настоящую оценку, потому что этот результат никогда не придет.

Но если в каждое мгновение ваше усилие возникает из своего чистого источника, все, что вы делаете,окажется хорошим и принесет вам удовлетворение.
Практика дзадзен — это такая практика, в котороймы восстанавливаем свой чистый образ жизни превыше какой-либо идеи приобретения, превыше славы и выгоды.
Благодаря практике, мы только сохраняем свою первоначальную природу в ее подлинном виде.

 

По материал лекций Сюнрю Судзуки (Shunryu Suzuki)

 

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о