Как определить научный стиль текста – Стили текста в русском языке с конкретными примерами: какие бывают, как определить публицистический и разговорный

Содержание

Как определить стиль текста

Как узнать, в каком стиле написан текст

Стили текста в русском языке бывают следующие:

  • Научный. Пример научного стиля – информация из учебника по любому школьному предмету (математика, физика, биология). В научном стиле написаны правила из учебников;
  • Публицистический. Пример публицистического стиля – статья из журнала или газеты;
  • Официально-деловой. Пример официально-делового стиля – документы;
  • Художественный. Пример художественного стиля – стихотворение, рассказ, сказка, роман.

 

Как определить стиль текста

В научном тексте очень много терминов —  специальных слов, обозначающих различные понятия, явления природы. Термины могут быть медицинскими (например, «атеросклероз», «туберкулез»), физическими («сила», «энергия», «плотность»), математическими («квадратный корень»), химическими («оксид», «кислота»).

В публицистическом тексте очень часто используется обращение к читателю для того, чтобы человеку было интересно читать газетную или журнальную статью, также делаются попытки заинтересовать человека, например: «Все вы, конечно же, слышали о вчерашнем открытии бассейна на улице Южной. Но известно ли вам, во сколько обошлось его строительство?».

В официально-деловом стиле используется очень много канцеляризмов – стандартных фраз, употребляемых в деловых документах. Например: «Согласно приказу…», «В соответствии с указом…», «Ввиду отсутствия…».

В художественном тексте встречается большое количество средств художественной выразительности: метафоры, эпитеты, аллитерация. Также используются яркие образные сравнения. Например, верблюда могут назвать «кораблем пустыни».

Для того, чтобы определить стиль текста, нужно вдумчиво прочитать его, определить тип текста (повествование, описание или рассуждение) и посмотреть, какая лексика преобладает в этом тексте. Часто можно легко догадаться, откуда взят отрывок (из учебника, из стихотворения, из деловых документов), и тогда определить стиль текста будет очень легко. Главное – внимательно читать и анализировать текст, отмечая все литературные приемы автора.

Научный стиль | Страницы Wiki

Нау́чный стиль — функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

    Особенности научного стиля. Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных; статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории. Править

    Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремление авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.


    2. Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

    3. Ясность, как качество научной речи, предполагает понятнступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу.

    Лексика научного стиля речи Править

    Так как ведущей формой научного мышления является понятие, почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы — термины. Термин — это слово или словосочетание, обозначающее ой системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Приведем примеры терминов: атрофия, численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры, керметы. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, — это условный язык науки.

    В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобыми наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.), в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 % общей лексики данного стиля. В приведенном фрагмы осос другими лексическими единицами:

    К тому времени физики уже знали, что эманация — это радиоактивный химический элемент нулевой группы периодической системы, то есть — инертный газ; порядковый номер его — 86, а массовое число наиболее долгоживущего изотопа — 222.

    Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста, характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже — в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, раактеризуется числовым значением. В данной главе содержатся сведения об основных стихотворных размерах). Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). «Научный язык совпадает с понятийно-8). Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, а также различного рода клише: заключается в …, представляет собой …, состоит из …, применяется для … и пр.

    Морфологические особенности научного стиля речи Править

    Языку научного общения присущи свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).

    Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: Волк — хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.

    Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации, т.е. утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля изложения. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, называющее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить — к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить — расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется также в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.

    Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается си-нонимией структур предложения: перегонку производят — перегонка производится; можно вывести заключение — выводится заключение и пр.

    Еще одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании настоящего вневременного (с качественным, признаковым значением), что необходимо для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения; Углерод составляет самую важную часть растения. В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола: Произведено n опытов, в каждом из которых x принял определенное значение. По наблюдениям ученых, процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени, составляя 67-85% от всех глагольных форм.

    Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80% составляют формы несовершенного вида, являясь более отвлеченно-обобщенными. Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному: рассмотрим…, уравнение примет вид. Многие глаголы несовершенного вида лишены парных глаголов совершенного вида: Металлы легко режутся.

    Формы лица глагола и личные местоимения в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений. Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, так как они являются наиболее конкретными, мал процент форм 1-го лица ед. числа. Наиболее частотны в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы, вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлеченности и обобщенности в значении «мы совокупности» (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы можем заклю

    Пример научного текста. Научный стиль: советы и рекомендации

    Как писать научный текст в копирайтинге – научный стиль: примеры и рекомендации

    Научный текст и научная статья в копирайтинге отличаются особым стилем, который имеет четкие требования к написанию. В этом материале будут рассмотрены ключевые моменты оформления научных текстов с примерами и пояснениями. К концу прочтения этой статьи Вы будете сами в состоянии создавать собственные примеры научного текста.

    Если Вам нужен наглядный пример научной статьи, то его можно найти на этой странице.

    Любому копирайтеру рано или поздно приходится столкнуться с задачей написания научного текста

    . Цели таких текстов могут быть различными, например, создание материала с подробным техническим обоснованием или просто выполнение заказа на написание научной статьи. Однако в отличие от продающих текстов, традиционных веб-публикаций или записей в блоге, научный текст требует к себе особого подхода. Проявляется этот подход в строгом стиле и жестких рамках. Рассмотрим подробнее на примерах.

    1. Структура научного текста

    Для научных текстов не актуален принцип «перевернутой пирамиды». Вместо этого используется четкая последовательная структура. Научный текст должен обязательно быть логичным и последовательным.

    Как правило, заключение дается в конце текста, в то время как для классического копирайтинга и веб-публицистики характерно ставить выводы в начале.

    Если в научных текстах предлагается анализ, то следом за анализом обязательно должен идти вывод.

    Пример научного текста №1:

    Неверно: Принцип перевернутой пирамиды определяет местоположение вывода в начале текста. Эксперименты показывают, что люди не всегда просматривают веб-страницу целиком. Многие читатели сканируют текст и пропускают самую важную информацию.

    В этом примере научного текста нет структуры. Вывод идет в начале текста и вызывает сразу ряд вопросов: «Почему?», «Откуда?». Несмотря на то, что вопросы могут раскрываться далее по тексту, структура уже нарушена.

    Верно: Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста.

    2. Манера изложения научного текста

    Научные тексты и научные статьи отличаются двумя ярко выраженными особенностями в плане манеры изложения автора:

    • Научный текст пишется всегда в безличной форме.
    • В научном тексте отсутствует диалог с читателем.

    В плане манеры изложения научный текст прямо противоположен записи в блоге. Для него неприемлем разговорный стиль. Все пишется жестко и официально.

    Пример научного текста №2:

    Неверно: Я с гордостью рад представить Вам новую программу. Вы когда-нибудь задумывались о том, сколько времени Вы тратите на пустые действия в своей повседневной жизни? Забудьте об этом! Новая программа P организует Ваш день, освободив Вам до 70% свободного времени!

    Верно: Программное обеспечение P позволяет рационально организовать распорядок дня и освободить до 70% времени.

    3. Лексика научного текста

    Научный текст всегда пишется с использованием слов (лексики), которые характерны для той или иной области знаний. В любой отрасли, будь то юриспруденция, биология, молекулярная физика или любая другая, есть термины, которые знающим читателям известны и не требуют расшифровки. Кроме того, существует общепринятая лексика научных текстов, для которой характерны такие слова как:

    • характерно
    • соответственно
    • исходя из
    • следовательно
    • применительно
    • относительно
    • предполагает использование и т.д.

    Пример научного текста №3:

    Неверно: Большие емкости для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки часто используются в виде вагонов поездов.

    Верно: Включение цистерн в состав локомотива характерно для современной транспортной промышленности.

    4. Примеры в научном тексте

    В отличие от традиционного копирайтинга, где самые лучшие примеры – примеры из повседневной жизни, научные тексты требуют использования научных аргументированных выкладок.

    Пример научного текста №4:

    Неверно: Очередной пример борьбы с воровством: вчера тетя Глаша «запалила» маленького Яшу, бесстыдно тырящего у нее в саду яблоки, достала ружье и начала палить солью с таким энтузиазмом, что на следующий день сесть не могли не только Яша, но и три голубя, две вороны, а также бывший разведчик, ныне пенсионер, дядя Ваня, который, на свою беду, в то время сидел на соседней яблоне с биноклем.

    Верно: Проблема воровства требует соответствующих адекватных мероприятий со стороны субъекта хозяйствования, в частности, использование вспомогательных орудий труда для ликвидации потенциальной угрозы со стороны злоумышленника.

    5. Сложность научной статьи

    Для традиционного копирайтинга чем проще текст – тем он лучше и доступнее. Научный текст доступность в приоритет не ставит. Для научного стиля простота предложений не характерна, вот почему рекомендуется использовать предложения средней сложности.

    Кроме того, в научных текстах, как правило, никогда не «разжевываются» прописные истины. Научный текст пишется для узкого круга компетентных людей, а не для широкой аудитории.

    Пример научного текста №5:

    Неверно: Простота – залог успеха. Эксперимент это доказал.

    Верно: Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха.

    6. Сленг и жаргон в научном стиле

    Сленг и жаргон не используются в научном стиле. Даже те слова, которые пользуются популярностью в кругу специалистов, в тексте заменяются характерной лексикой. Любое сленговое выражение можно заменить научным аналогом.

    Пример научного текста №6:

    Неверно: Кривой грызун спохабил все результаты эксперимента.

    Верно: результаты эксперимента были недостоверны из-за неисправности манипулятора.

    7. Ссылки и авторские права

    Как правило, все новые научные знания базируются на открытиях, совершенных ранее. Новые диссертации, например, пишутся на основе уже существующей литературы с внесением собственного вклада автора. При использовании чужих публикаций и работ в научном тексте, автор текста обязательно должен сделать ссылку. Ссылки могут также указывать на приложения, рисунки и таблицы.

    Самым наглядным примером использования ссылок является всемирно известная Википедия.

    В конце научного текста, как правило, указывается список литературы и прочих источников, на которые в самом тексте делается ссылка.

    Пример научного текста №7:

    Неверно: В результате проведенных экспериментов было доказано, что психика североафриканских ежей крайне чувствительна и уязвима.

    Верно: На основании результатов экспериментов, данные о которых представлены в работе [1] и отображены на Рис. 5, можно сделать вывод, что североафриканские ежи ранимы в психическом аспекте.

    1. Ежов Е.Е. Психология североафриканских ежей, М.: Издательство, 2010 г.

    8. Требования нормативных документов

    В большинстве случаев оформление научных текстов регламентируется тем или иным общепринятым стандартом (например, ГОСТом). Вот почему в зависимости от типа публикации могут предъявляться различные требования к оформлению рисунков, таблиц, абзацев и прочего.

    Такие требования, как правило, не актуальны для публикации текстов в сети Интернет.

    9. Полнота научного текста

    В идеале научный текст в копирайтинге должен соответствовать одному важному правилу, которое уже было затронуто в статье «Оптимальный размер статьи в копирайтинге»: он «должен быть как шар». Иными словами, Ваш текст должен раскрывать тему настолько полно, чтобы не оставлять никаких лишних вопросов.

    10. Разнообразие научных текстов

    Научные тексты бывают трех видов:

    • Научный
    • Научно-учебный
    • Научно-популярный

    У каждого из них свой адресат и для каждого существуют свои требования. Самый строгий вид научного текста – научный. Используется специалистами для специалистов.

    Научно-учебный текст обладает средней сложностью, используется для создания учебных и методических пособий, учебников и т.д.

    Наконец, научно-популярный текст связывает науку с широкими массами. К нему не предъявляются строгие требования, он не содержит массу терминов, а если и содержит, то все они подробно объясняются.

    Резюме: умение писать научные тексты и статьи позволяет копирайтеру существенно поднимать цену своего труда. А знание основ научного стиля и изучение готовых научных текстов позволит развить это умение. Как результат, копирайтер может зарабатывать больше.

    Научный стиль речи — это… Что такое Научный стиль речи?

    Нау́чный стиль — функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

    Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

    Особенности научного стиля

    Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

    Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

    Логичность — это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.

    Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

    Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность. По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу и по способу его языкового оформления.

    Точность научной речи предполагает однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и его определением. Поэтому в научных текстах, как правило, отсутствуют образные, экспрессивные средства; слова используются преимущественно в прямом значении, частотность терминов также способствует однозначности текста.

    Жёсткие требования точности, предъявляемые к научному тексту, делают ограничение на использование образных средств языка: метафор, эпитетов, художественных сравнений, пословиц и т. п. Иногда такие средства могут проникать в научные произведения, так как научный стиль стремится не только к точности, но и к убедительности, доказательности. Иногда образные средства необходимы для реализации требования ясности, доходчивости изложения.

    Эмоциональность, как и экспрессивность, в научном стиле, который требует объективного, «интеллектуального» изложения научных данных, выражается иначе, чем в других стилях. Восприятие научного произведения может вызывать определённые чувства у читателя, но не как ответную реакцию на эмоциональность автора, а как осознание самого научного факта. Хотя научное открытие воздействует независимо от способа его передачи, сам автор научного произведения не всегда отказывается от эмоционально-оценочного отношения к излагаемым событиям и фактам. Стремление к ограниченному использованию авторского «я» — это не дань этикету, а проявление отвлеченно-обобщённой стилевой черты научной речи, отражающей форму мышления.

    Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами (в частности, интернациональными). Не следует, однако, переоценивать степень этой насыщенности: в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-25 процентов общей лексики, использованной в работе.

    Большую роль в стиле научных работ играет использование абстрактной лексики.

    В области морфологии наблюдается использование более коротких вариантов форм, что соответствует принципу экономии языковых средств.

    Для связи частей текста используются специальные средства (слова, словосочетания и предложения), указывающие на последовательность развития мыслей («вначале», «потом», «затем», «прежде всего», «предварительно» и др.), на связь предыдущей и последующей информации («как указывалось», «как уже говорилось», «как отмечалось», «рассмотренный» и др.), на причинно-следственые отношения («но», «поэтому», «благодаря этому», «следовательно», «в связи с тем, что», «вследствие этого» и др.), на переход к новой теме («рассмотрим теперь», «перейдем к рассмотрению» и др.), на близость, тождественность предметов, обстоятельств, признаков («он», «тот же», «такой», «так», «тут», «здесь» и др.).

    Подстили научного стиля

    Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три так называемых подстиля:

    • Научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий.
    • Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые.
    • Научно-популярный. Адресат — любой интересующийся той или иной наукой. Цель — дать представление о науке, заинтересовать читателя.

    Жанры, использующие научный стиль

    Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра.

    Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

    К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свертывание информации в целях сокращения объёма текста.

    К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение.

    История научного стиля

    Возникновение с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека. На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем свое влияние, в то время, на весь культурный мир, стала создаваться научная терминология.

    Впоследствии она была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. Известно, что слишком «художественный» характер изложения Галилея раздражал Кеплера, а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона.

    В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.

    Пример

    Пример, иллюстрирующий научный стиль речи:

    Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения. (Г. Фетисов.)

    Литература

    • Рыжиков Ю. И. Работа над диссертацией по техническим наукам: Требования к ученому и к диссертации; Психология и организация научной работы; Язык и стиль диссертации и др. СПб., БХВ-Петербург, 2005, 496 с ISBN 5-94157-804-0.

    Wikimedia Foundation. 2010.

    Научный стиль речи — определение, специфика, приемы

    При написании научной статьи, дипломной или курсовой работы, необходимо придерживаться определенного стиля речи – научного. Научный стиль речи имеет свои особенности и специфику. Авторам научных работ необходимо придерживаться определенных правил и избегать некоторых языковых приемов.

    Назначение научного стиля речи

    Научный стиль речи предназначен для одной единственной цели – передача структурированной, логически выстроенной информации с аргументацией её истинности. Научный стиль подразумевает полное отсутствие эмоционально окраса текста. Умение писать научным стилем пригодится при написании научной статьи.

    Ранее мы рассказывали, как написать научную статью

    Подтипы научного стиля речи

    Основываясь на дисциплине или тематике, выделяют следующие подтипы:

    • научно-технический
    • научно-естественный
    • научно-гуманитарный

    В зависимости от сферы применения и формы изложения выделяют подтипы

    • собственно-научный – применяется в монографиях, статьях, докладах и т.д.
    • научно-информативный – применяется в рефератах, учебниках, учебных пособиях и т.д.
    • научно-популярный – применяется в очерках, книгах, лекциях и т.д.

    Особенности и аспекты научного стиля речи

    Несмотря на различия, подтипы научного стиля объединены один важным свойством – доминантой. Доминанта научного стиля – логичная речь, сухие факты, точность определений.

    Под точностью научной речи понимается использование языковых средств, которые обладают однозначностью и способны лучшим образом передать суть определения или понятия (иначе говоря – логически полная мысль об явлении, предмете).

    Поэтому авторы научных работ предпочитают избегать (хотя иногда и применяют) использования метафор.

    Научную речь необходимо использовать и названии научной статьи

    Примеры научного стиля речи

    Научном стиле избегают употреблять (но всё же иногда используют) различные образные средства, например, метафоры. Важно понимать, что термины-метафоры не попадают под эту категорию.

    Примеры:

    • В физике – атомная масса
    • В биологии – пестик цветка
    • В анатомии – ушная раковина

    Абстрактность и отвлеченность научного языка обособлено спецификой научного познания. Любая сфера науки выражает обобщенную мысль, требующая конкретизации и доказательства.

    Например, в определении: «Согласование – способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное», – любое слово в определении можно декомпозировать на отдельное определение.

    К слову, не соблюдение научного стиля речи – одна из наиболее распространенных ошибок при написании научной статьи.

    Что не следует употреблять в научном стиле речи

    Научная работа выполняется в строгой структуре изложения и требует соблюдение логики повествования. Необходимо заранее продумать общую концепцию и раздробить ее на более мелкие определения, выстроив полноценную цепочку.

    Цель научной работы – поиск существующей проблемы и предложение актуального решения с необходимой доказательной базой. Здесь неуместны авторское «я» и прочие местоимения: «мы», «вы», «они». Изложение должно вестись в одном времени (используется в основном «прошедшее время»).

    Эмоциональный окрас текста также неприемлем. Текст должен излагаться четко, сухо, ясно, объективно. Согласитесь, сложно представить подобный текст в научной работе посреди формул и доказательств:

    «Я долго бился над решением этой сложной проблемы и наконец нашел выход»

    Используйте нейтральные языковые выражения без каких-либо обращений к читателю. Перед написанием собственной научной работы рекомендуем ознакомиться с чужими трудами и перенять у них стиль изложения – это значительно упросит для вас процесс написания текста и вдобавок разовьет лексикон.

     

    Общие данные

    Название статьи

    Научный стиль речи

    Краткое описание

    При написании научной статьи, дипломной или курсовой работы, необходимо придерживаться определенного стиля речи – научного. Научный стиль речи имеет свои особенности и специфику. Авторам научных работ необходимо придерживаться определенных правил и избегать некоторых языковых приемов.

    Автор

    Алексей Брусницкий

    Опубликовано

    DNSIS

    Логотип

    Похожие статьи

    Ответы@Mail.Ru: Как определить стиль текста???

    Публицистический — это если как в газетах. То есть информация и без эмоций и худож. образов Художественный — если как в книгах — красивый язык, всякие художественные приемы описание — ну тут понятно — описывается окруж обстановка научный — тоже понятно — научные термины и понятия и тп офиц-деловой — как в документах. Вроде все.

    какого текста?))

    повествовательный- когда рассказывают о чём то, вопросительный- спрашивают, побудительный- говорят чё делат. и восклицательный и не восклицательный- первое с! на конце а 2 без! чё знали!

    В разных речевых ситуациях мы привыкли использовать различные стили речи. Стили речи в русском языке делятся на две группы: разговорный и книжные. А книжные в свою очередь делятся на художественный, публицистический, официально-деловой и научный. Каждый функциональный стиль речи имеет собственные особенности. Подробнее: <a rel=»nofollow» href=»http://www.kakprosto.ru/kak-13623-kak-opredelyat-stil-teksta#ixzz4KhKEpT3В» target=»_blank»>http://www.kakprosto.ru/kak-13623-kak-opredelyat-stil-teksta#ixzz4KhKEpT3В</a> разных речевых ситуациях мы привыкли использовать различные стили речи. Стили речи в русском языке делятся на две группы: разговорный и книжные. А книжные в свою очередь делятся на художественный, публицистический, официально-деловой и научный. Каждый функциональный стиль речи имеет собственные особенности. Подробнее: <a rel=»nofollow» href=»http://www.kakprosto.ru/kak-13623-kak-opredelyat-stil-teksta#ixzz4KhKEpT32″ target=»_blank»>http://www.kakprosto.ru/kak-13623-kak-opredelyat-stil-teksta#ixzz4KhKEpT32</a>

    его основные характеристики 🚩 Литература

    Главная функция научного стиля – точная передача сообщений о самых разных явлениях действительности. В языке науки очень часто используются формализованные элементы, символы, графики, сложные расчеты. Не обходится научный текст также без описания фактов, имеющих отношение к природе и обществу. Эти факты должным образом истолковываются, между ними устанавливаются связи и взаимоотношения. В научных текстах часто представлены также логически выверенные доказательства выдвинутых предположений.

    Научный стиль литературного языка характеризуется наличием особой терминологии. В таких текстах широко используются специальные слова и их сочетания, предельно точно отражающие понятия, свойственные определенной области научного знания. При использовании научного стиля общеупотребительные слова и конструкции, как правило, используются в их прямом и непосредственном значении.

    Для научного стиля характерно широкое использование существительных, которые требуются для точной передачи смысла понятий. Синтаксис научных работ характеризуется наличием сложноподчиненных предложений, вводных слов и речевых клише, необходимых для указания на последовательность излагаемых мыслей и для усиления связи между отдельными частями текста. Средства языка при оформлении связанных с наукой текстов призваны однозначно и точно выражать мысль автора.

    Наука имеет своей целью поиск закономерностей и их последующую демонстрацию. По этой причине чертами научного стиля становятся отвлеченность и обобщенность, акцент на логичности изложения, информативность, ясность и обоснованность позиции автора научного труда. Изложение мыслей в научном тексте ведется чаще всего от абстрактных конструкций к более предметным и конкретным.

    Научный стиль свободен от экспрессивности, столь свойственной разговорной речи и художественным текстам, он отличается простотой и лаконичностью. Будучи отражением системного видения действительности, научный стиль становится понятным той аудитории, на которую рассчитан. При этом многозначность суждений, яркие образы, многословие и подтекст удаляются, что помогает избежать искажения информации.

    Следование строгим правилам текстовой композиции – еще одна из особенностей научного стиля. Подобные тексты обычно строятся из отдельных смысловых блоков, расположенных в четкой логической последовательности. Композиция научного текста подчинена одной цели – донести до читателя аргументацию, убедить в правильности и обоснованности представленных положений.

Author: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *