Цель текста повествования – Учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему: Методические особенности работы с текстом- повествованием в начальной школе

Текст-повествование. Развитие речи. Составление текста-повествования

Текст-повествование. Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему

 

ЦЕЛИ УРОКА: дать представление о тексте-повествовании и его признаках; совершенствовать умение составлять ответы на вопросы и правильно записывать ответы; учить выделять в тексте глаголы.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся узнают о роли глаголов в повествовательном тексте, будут учиться находить нужную информацию в тексте для ответа на поставленный к нему вопрос, правильно записывать ответ.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполненного задания в рабочей тетради на с. 40, упр. 87.

 

2. Актуализация знаний

— Послушайте стихотворение В. А. Жуковского. О какой птице в нём говорится?

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

 

3. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 82.

— Тема нашего урока «Текст-повествование».

Определите учебно-познавательную задачу урока. (Что такое текст-повествование? Какова в нём роль глаголов?)

 

4. Работа по теме урока

Поиск ответа на вопросы: что такое повествовательный текст? Какой текст можно назвать повествовательным?

Работа по учебнику. С. 82, упр. 144. Работа над опознаванием признаков повествовательного текста: чтение текста, определение того, что это текст, определение темы текста.

Определение последовательности событий.

— Что произошло в природе? Какие действия солнышка и его лучей описаны в тексте? (Сначала солнышко выплыло на небо, потом рассыпало лучи, затем один солнечный луч полетел на землю и попал на жаворонка.)

Какие действия жаворонка описаны автором? (Встрепенулся, потом вспорхнул…). Обращается внимание, что действия происходят последовательно, одно за другим.

Чтение в рубрике «Сведения о языке» на с. 82 определения текста- повествования.

Учитель может показать изображение жаворонка и дать послушать песню жаворонка.

Запись предложения о жаворонке с комментированием.

Определение в предложении подлежащего и сказуемого. (Учитель обращает внимание, что в предложении может быть не одно, а несколько сказуемых.)

 

5. Самостоятельная работа

— Укажите части речи над именами существительными и глаголами. Определите число у глаголов, а у существительных — признак одушевлённости или неодушевлённости.

 

6. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 89 на с. 41.

 

7. Подведение итогов урока

— Чему вы учились на уроке?

Какой текст называют текстом-повествованием?

Рассказ. Структура текста-повествования. Комплексный анализ текста. Урок русского языка в 5-м классе по программе Т.А. Ладыженской

Тема урока: Рассказ. Структура текста-повествования. Комплексный анализ текста.

Обучающие задачи: познакомить учащихся с понятием рассказа, актуализировать знания о построении текста-повествования, теме и идее текста, стилях и типах речи в практической деятельности обучающихся.

Развивающие задачи: формировать навыки комплексного анализа текста, умения составления цитатного плана; аргументированно и связно формулировать ответы.

Воспитывающие задачи: формировать желание пользоваться средствами выразительности, говорить и писать образно и красиво, обеспечить условия для воспитания речевой культуры и культуры общения в микрогруппе.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Создание эмоциональной атмосферы

1. Чтение эпиграфа учителем (эпиграф записан на доске или включен в слайд компьютерной презентации). (Приложение 1. Слайды 1, 2)

 

  Фронтальная беседа:

2. Вы согласны с мнением К.Г. Паустовского, что удивительный мир природы порою для нас загадка?

И я одну загадочную историю хочу предложить вашему вниманию.

3. Чтение рассказа учителем.

За деревней весело играла кошка со своими котятами.

Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой.

Закипела битва насмерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Орел покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка. (По К.Ушинскому)

Текст рассказа помещен в рабочей тетради по русскому языку А.Б. Малюшкина «Комплексный анализ текста. 5 класс». М., «Творческий центр», 2006, стр.78.

2. Могут быть различные ответы учащихся: «да», «наверное», не знаю» и др.

5. Как бы вы определили жанр прослушанного текста? (Рассказ)

5. Это рассказ.

Индивидуальная работа учащегося

Отвечает ученик, которому на предыдущем уроке дано было домашнее задание выписать в тетрадь определение жанра «рассказ».

Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях.

II.Объявление темы урока учителем

 

1. Итак, тема урока: «Рассказ: структура текста-повествования».

2. А что значит структура? Загляните в свои памятки.

(Построение) (Приложение 2)

Значит, сегодня мы будем говорить об особенностях построения рассказа. А это нам необходимо для того, чтобы сочинить собственный рассказ или написать его по серии сюжетных картинок, помещенных в учебнике.

1. Запись темы урока в тетради учащимися.

2. Структура – это построение.

2. У каждого учащегося имеются в наличии памятки.

Типы речи: (повествование, описание, рассуждение)

III.Стиль, тема, идея (основная мысль) текста. Художественные образы.

III.Стиль, тема, идея (основная мысль) текста. Художественные образы.

Фронтальная беседа:

1. А каков стиль данного текста? Докажите свою мысль. Посмотрите в памятку «Стили речи». (Приложение 3)

1. Художественный стиль.

2. Какова цель художественного текста?

2. Воздействие на читателей с помощью художественных образов.

3. Какие художественные образы создает писатель К. Ушинский в рассказе?

3. Образы кошки, орла, котенка.

4. Дети, что вас удивило в этой истории?

4. Кошка – маленькое животное, одержала победу над могущественным орлом.

5. Как бы вы озаглавили текст?

5. Кошка. Кошка и орел. Схватка.

6. Значит, кошка сильнее? А что ее сделало сильнее орла?

Действительно, материнская любовь ее сделала сильной духом.

6. Она любит своих котят. Она мать.

7. А как бы вы сформулировали главную мысль рассказа?

Я думаю, что рассказу можно было бы дать и другие названия: «Мать» или «Сила духа».

7. Духовная сила могущественнее силы физической.

8. Возвращаясь к эпиграфу урока, повторю свой вопрос: «Согласны ли вы, что мир природы для нас загадка?»

8. Учащиеся отвечают утвердительно.

IV.Художественно-изобразительные средства

1. Ребята, что помогает автору создавать яркие художественные образы? Посмотрите в свои памятки. (Приложение 3)

Одним словом, это художественные средства изобразительности.

IV.Художественно-изобразительные средства

1. Эпитеты, метафоры, олицетворения.

2. Найдите в тексте яркие выражения и соотнесите с основными видами художественно- изобразительных средств.

Первая группа учащихся ищет сравнения, вторая группа – метафоры, третья группа – эпитеты. (Приложение 1. Слайд 3)

Практическая работа в группах.

1 группа:

«Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка».

«Как молния..» — это сравнение.

2 группа:

«Закипела битва насмерть». «Кошка не потеряла мужества». Орел покинул поле битвы». Это метафоры.

3 группа:

«Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы». Это эпитеты.

3. Ребята, значение какого слова вам не совсем понятно? (Слово «преимущество» многозначное, в тексте употреблено в значении « превосходство»)

3. Словарная работа

Выступление ученика о лексическом значении слова «преимущество», что было его индивидуальным домашним заданием. Предварительно учащийся работал с толковым словарем С. И. Ожегова. Запись учащимися лексического значения слова в предложенном контексте в рабочую тетрадь.

Общие выводы данного этапа урока. Какой цели служат художественные изобразительные средства?

Художественные изобразительные средства служат созданию ярких художественных образов.

V.Структура текста-повествования

1. Посмотрите в памятку «Типы речи» или на слайд презентации, назовите элементы структуры повествовательного текста. (Приложение 1. Слайд 3)

V.Структура текста-повествования

2. Соотнесите структурные элементы повествовательного текста с данным рассказом. (

Приложение 1. Слайды 4 – 10)

2. Практическая работа в парах постоянного состава: в классе 12 учащихся, каждая пара находит один структурный элемент, один из учеников пары защищает свой ответ (предоставляется свобода выбора, кому отвечать).

• Вступление

За деревней весело играла кошка со своими котятами.

• Завязка

Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка.

• Развитие действия

Но не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой.

• Кульминация

Закипела битва насмерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

• Развязка

Орел покинул поле битвы

• Заключение

… кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка.

VI. Физминутка

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел,
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

VI. Учащиеся встают и выполняют движения под ритмизованное стихотворение.

VII. Составление цитатного плана и его обсуждение

(Приложение 1. Слайд 11)

VII. Письменная работа учащихся в тетради

Цитатный план:

1. За деревней весело играла кошка со своими котятами.
2. Орел схватил одного котенка.
3. Кошка вцепилась в орла.
4. Закипела битва насмерть.
5. Орел покинул поле битвы.
6. Кошка облизывала израненного котенка.

VIII. Итоги урока

Что нового узнали о построении рассказа?
Чему обучались на уроке?
Какой этап урока понравился?

 

IX. Задание на дом

Напишите небольшой рассказ с использованием знаний о (структуре) построении текста-повествования или составьте письменный рассказ по серии сюжетных картинок в упражнении № 234.

IX. Дифференцированное домашнее задание.

Конспект урока: Тема: Р/Р. Составление текста

Тема: Р/Р. Составление текста — повествования на предложенную тему.

Цели: проверить умения составлять предложения по собственным наблюдениям на заданную тему, определять главную мысль текста, озаглавливать текст; учить устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию речи учащихся; развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты: учащиеся научатся пересказывать содержание текста с опорой на собственные наблюдения ; определять тему и главную мысль текста; составлять план текста; подробно пересказывать текст в письменной форме; распознавать в словах изученные орфограммы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

— Какие части речи мы с вами знаем?

— Какая часть речи обозначает предметы?

— Какая часть речи обозначает признаки предметов?

— Какая часть речи обозначает действия предметов?

— Сегодня на уроке мы будем применять свои знания при составлении текста- повествования.

III. Работа по теме урока

Вспомните , что такое текст -повествование?

Коллективная работа по плану и опорным словам.

Весна. (СЕЙЧАС)

Пришла весна. Стоят теплые деньки.

1. Солнышко (яркое, ласковое, теплое)

2. Ветерок (ласковый, теплый, легкий)

3. Облака (легкие, пушистые) Повсюду, всюду

4. Деревья (набухают, появляются)

5. Цветы (распускаются)

Хорошо весной!

Самостоятельная работа

Запись текста в тетрадь , опираясь на план и опорные слова.

IV. Рефлексия

(Чтение текстов и анализ работ.)

— Что удалось передать подробно?

— Что можно было написать по-другому?

V. Подведение итогов урока

Домашнее задание тетрадь

План-конспект урока по теме: «Повествование – тип речи».

Сценарий урока

Предмет: русский язык

Класс: 5 А

Учитель: Костякова Н. А.

Тема: «Повествование – тип речи»

Цель: определение типа речи — повествование по его признакам; развитие понятий: типы речи, текст и его структура; отработка навыка выявления композиционных частей текста.

Задачи:

  • определять признаки типа речи — повествование;

  • находить, анализировать и отбирать необходимую для решения познавательных и коммуникативных задач информацию;

  • самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

  • эффективно общаться и сотрудничать со сверстниками.

Предметные результаты:

1) систематизация и обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках развития речи; умение применять знания о тексте;

2) совершенствование коммуникативных умений и творческих способностей;

3) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение нормам языка и их использованию в речи;

4) развитие навыков культуры речи и речевого общения;

5) обучение лингвистическому и содержательному анализу текста:

— учить соотносить выбор языковых средств, использованных в тексте;

— определить систему языковых средств, использованных в тексте.

Метапредметные результаты:

  1. развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма,

слушания и чтения;

2) развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи;

3) эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении литературы.

Личностные результаты:

1) повышение познавательного интереса учащихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;

3) воспитание уважительного и бережного отношения к русскому языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Учащиеся садятся по группам (по желанию). Учитель в приветственном слове должен это обозначить и повторить правила работы в группе.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Как вы поняли, сегодня на уроке вы будете работать в группах (по желанию). И прежде чем начать, мы вспомним правила работы в группе (1 мин., слайд на доске).

  1. Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность). Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению проблемной ситуации, учащиеся понимают, что имеющихся знаний недостаточно).

Учитель: Итак, сегодня мы изучаем новую тему, а для того, чтобы её определить, нам нужно разгадать кроссворд. Разгадать главное слово. Может быть, кто-то уже знает ответ на вопрос: тип речи, в основе которого лежит событие?

(На проектор дан кроссворд и вопросы к нему)

1П

р

е

д

л

о

ж

е

н

и

е

2г

л

а

г

о

л

3с

у

щ

е

с

т

В

и

т

е

л

ь

н

о

е

4п

о

д

л

Е

ж

а

щ

е

е

5С

к

а

з

у

е

м

о

е

6Т

и

р

е

с

л

о

В

о

о

б

р

а

з

о

в

а

н

и

е

8 ф

О

н

е

т

и

к

а

9 з

В

у

к

10р

А

с

с

у

ж

д

е

н

и

е

11п

р

и

з

Н

а

к

12о

п

И

с

а

н

и

е

13р

Е

ч

ь

  1. Основная единица синтаксиса.

  2. Часть речь, которая обозначает действие, придает динамичность в тексте.

  3. Какой частью речи является слово «событие».

  4. Главный член предложения, чаще всего означает предмет, отвечающий на вопросы: Кто? Что?

  5. Главный член предложения, чаще всего означает действие предмета (отвечает на вопрос: Что делает?)

  6. Знак препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, в случае, если оба выражены сущ. В И.п.

  7. Раздел языка, изучающий образование новых слов.

  8. Раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка.

  9. То, что изучает фонетика (ед.ч. И.п.)

  10. Тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).

  11. То, что обозначает прилагательное?

  12. Тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).

  13. Процесс говорения?

Учитель: Молодцы, ребята. Итак, тема нашего урока: «Повествование – тип речи». Запишите, пожалуйста, в тетрадях число, классная работа и тема урока.

(Слайд. Учащиеся записывают число, тему урока).

Учитель: Ребята, а что такое повествование?

(Варианты ответа учащихся: повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).

Учитель: Хорошо, каждой группе я дам тексты. Вы попробуете определить, к какому типу речи они относятся, и обосновать ваш ответ. (Работа в группах)

1. Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Старые деревья облетели, и только молодые березки сохраняют еще свои увядшие листья, блистающие золотом. Устлана земля сухими и разноцветными листьями.

2. Странная вещь – книга. Есть в ней что-то загадочное, даже мистическое. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берете ее в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и…все? А разве в вас что-то не переменилось? Разве после прочтения книги не звучала в вашей душе какая-то новая струнка? Книга… Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.

3. Стал дядя Федор жить в деревне. И люди в деревне его полюбили. Потому что он не бездельничал, все время делом занимался или играл. А потом забот у него поприбавилось. Узнали люди, что он зверей любит, и стали ему разных зверюшек приносить. Птенец ли от стаи отобьется, зайчонок ли потеряется, сейчас же его берут- — и к дяде Федору. А он с ними возится, лечит их и на волю отпускает.

Однажды у них галчонок появился. Глаза как пуговицы, нос толстый. Сердитый-пресердитый.

Дядя Федор его накормил и на шкаф посадил. И назвали галчонка Хватайкой: он что ни увидит, все на шкаф тащит. Увидит спички — и на шкаф, увидит ложку — на шкаф. Даже будильник на шкаф перетащил. А взять у него ничего нельзя. Сразу Хватайка крылья в сторону, шипит и клюется. У него на шкафу целый склад получился.

(Э.УСПЕНСКИЙ)

(Учащиеся отвечают. В результате должны определить: первый текст -описание, второй текст — рассуждение, третий — повествование).

Учитель: Все ли группы справились с заданием? Возможно, что некоторые группы с заданием не справились. Почему? Типы речи вы определяли условно, исходя из их определения. Как вы думает, для того, чтобы точно определить тип текста, что нужно знать?

(Ответ: признаки типа речи).

3. Целеполагание (учащиеся с помощью учителя формулируют цель урока).

Учитель: Ребята, ещё раз посмотрите тему нашего занятия. Какова цель нашего урока?

(Учащиеся: научиться определять тип речи — повествование по его признакам. На слайде: тема и цель урока).

Учитель: Молодцы. Перед вами таблица с четырьмя колонками. Какие из них мы можем заполнить сейчас?

Учащиеся: первые две.

Учитель: Какие? Почему?

Учащиеся говорят, что знают три типа речи, называют их, отмечают, что хотят узнать признаки повествования

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Научился

Типы речи:

повествование, рассуждение, описание

Признаки повествования

Учитель: А как нам это узнать?

Учащиеся: Поработать на уроке.

  1. Коммуникация, изучение нового материала (поиск новых знаний под руководством учителя).

На экран проектора высвечивается текст

За деревней весело играла кошка со своими котятами.

Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой.

Закипела битва насмерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Орел покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка. (По К.Ушинскому)

Учитель: Ребята, давайте прочитаем текст. (Учитель читает текст, после прочтения задает вопрос).

Учитель: Ответьте, пожалуйста, на вопросы: Что? Где? Когда?

– Что происходит? (Орел набрасывается на котят, пытается их съесть)

– Где происходит? (На деревне)

– Когда происходит? (Когда кошка играла с котятами)

Учитель: Таким образом, текст повествования, во-первых, отвечает на вопросы: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? (учащиеся записывают в тетрадях первый признак).

Учитель: Как орел напал на кошку с котятами, и как в целом проходила эта неравная битва?

(Варианты ответов: внезапно, быстро).

Учитель: Ребята, найдите в тексте слова, подтверждающие это?

(Учащиеся называют в основном глаголы: откуда ни возьмись, схватил, вцепилась, закипела, рвал…)

Учитель: Большинство названных слов – глаголы. Определите, пожалуйста, время глаголов по их личным окончаниям.

(Учащиеся определяют).

Учитель: Как вы думаете, что позволяет сделать автору употребление глаголов разных времен (зачем автор использует глаголы разных времен?)

(Ответ: глаголы помогают нам увидеть череду меняющихся действий).

Учитель: Таким образом, второй признак определения текста — повествования заключается в том, что…

Во-вторых, в тексте-повествования используются глаголы для передачи смены действий.(Записали в тетрадях второй признак).

Учитель: Давайте обратим внимание на композицию повествования.

  • В какой части текста мы знакомимся с главными героями? (В начале)

  • В тексте повествования, начало текста называется вступление.

Учитель: Запишем в тетрадях: композиция текста повествования.

Учитель задает следующие вопросы:

  • С чего начинается событие?

  • Где момент наивысшего накала события?

  • Когда завершается схватка?

  • Чем завершается схватка?

Отвечая на эти вопросы должна получиться следующая композиция:

1. Вступление (сообщается место, время события, о котором будет рассказано, представляются герои)

2. Основная часть (развитие действия):

а) завязка (момент, с которого начинается событие)

б) развитие действия

в) кульминация (момент наивысшего накала событий)

г) развязка (окончание в развитии событий)

3. Заключение.

Учитель: Итак, третий признак текста повествования будет заключаться в особенностях композиции (записывают в тетрадях).

4. Первичное закрепление. Коммуникация (поиск новых знаний в группах).

Учитель: Сейчас каждой группе будет дан текст. Ваша задача доказать, что этот текст по типу речи повествование. Найти все признаки повествования.

Учащимся предлагается один и тот же текст на карточках (в нескольких копиях для удобства работы), они ищут черты повествования.

Котенок

У Васи и Кати была кошка. Весной кошка пропала, и дети не могли ее найти.

Один раз они играли и услышали над головой мяуканье. Вася закричал Кате:

— Нашел кошку и котят! Иди сюда скорее.

Котят было пять. Когда они подросли. Дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками. Они кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Они отвлеклись, а котенок играл один. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «quot;Назад, назад!»quot; — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок, глупый. Сгорбил спину и смотрит на собак.

Собаки хотели схватить котенка, но Вася подбежал, упал животом на котенка и закрыл его от собак.

  1. Взаимопроверка, взаимоконтроль. Подводим итоги работы в группах.

Группы выступают со своими ответами, дополняют друг друга.

  1. Рефлексия (осознание учащимися и воспроизведение в речи того, что нового они узнали на уроке).

Учитель: Таким образом, делаем вывод — перед нами текст повествования.

Давайте вернемся к нашей таблице. Заполним её до конца.

  • Что мы узнали на уроке? (Признаки текста повествования)

  • Чему научились? (Определять текст повествования по его отличительным признакам)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Научился

Типы речи:

повествование, рассуждение, описание

Признаки повествования

Признаки текста повествования

Определять текст повествования по его отличительным признакам

  1. Самооценка (учащиеся сами оценивают работу группы).

Учитель: Вы сегодня очень хорошо поработали. Пусть каждый член группы объективно оценит свою деятельность. Заполните данную таблицу.

Листы самооценки.

Ф. И. ученика

«Как я оцениваю свою работу в группе»

1 – 2 балла

«Я научился определять тип речи – повествование по его признакам»

1 – 2 балла

«Я внимательно слушал выступления других»

1 балл

Сумма баллов

8. Домашнее задание (комментарий). Задание должно быть на выбор!!!!!!

§55,

  • Упражнение 282

  • Упражнение 283

Текст-повествование. Изложение повествовательного текста.

hello_html_m2a7690f7.gifТема. Текст-повествование. Изложение повествовательного текста.

Цель:

— ознакомление с особенностями повествовательного текста;

— формирование умения озаглавливать текст и воспроизводить его по частям;

— развивать умение пересказывать текст и передавать его содержание.

Ход урока

1. Постановка цели урока

— В жизни человеку приходится очень часто рассказывать о том, что он видел, читал, что услышал от других. И нужно уметь это делать, иначе тебя не поймут. На уроках чтения вы учитесь пересказывать текст устно. Сегодня мы будем тоже пересказывать текст, но только письменно.

— Сегодня мы мысленно вернемся в прошлое нашей страны. Посвятим наш урок войне.

— Что вы знаете о войне? (Ответы детей.)

— 1941 год. Москва. Летний воскресный мирный день 22 июня. И вдруг из репродуктора разнеслась страшная весть о том, что немецкие войска вероломно, без объявления войны, нарушили государственную границу СССР. Началась война.

— Четыре долгих года (с 1941 по1945) шла Великая отечественная война. 1418 дней и ночей продолжалась гигантская битва с германским фашизмом. Шел смертный бой не ради славы, а ради жизни на земле. Но даже в дни тяжелых испытаний солдаты не опускали рук и не падали духом.

— Об одном из эпизодов войны мы и будем вести речь.

2. Повторение знаний о речи, тексте.

— Повторим знания о речи и тексте. Что такое человеческая речь?

— Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

— Из чего состоит речь? Перед вами схема-подсказка. (Из слов, предложений и текстов.)

с

п

т

— Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу, текст можно озаглавить.)

— Какие типы текстов вы знаете? (Повествование, описание, рассуждение.) (На доске появляются карточки с названиями типов текстов.)

— Сегодня будем учиться письменно пересказывать текст-повествование.

— На какой вопрос отвечает в целом текст-повествование? (Что случилось?)

— Сколько частей мы выделяем в тексте-повествовании?

концовка

основная

часть

начало

3. Наблюдение над особенностями текста-повествования.

— Откройте учебник на стр. 133, упражнение 242. Послушаем рассказ (Читает один из учеников.)

— Можно ли сказать, что это текст-повествование? (Да, так как текст сообщает, что случилось.)

— Прочитайте текст ещё раз самостоятельно и определите тему текста, то есть, о чём говорится в этом тексте. (О молодом солдате, который прикрепил упавшее гнездо Соловушки с птенчиками.)

— Какова основная мысль текста? (Помощь солдата соловьиному гнезду.)

4. Подготовка к написанию изложения.

1). Анализ текста по вопросам.

Какой заголовок можно к нему подобрать? (Помощь соловьиному гнезду.) (Учитель на доске пишет название.)

Почему солдат так поступил? (Соловушка кружилась над птенчиками и тревожно пищала.)

Когда и где произошло событие? (Во время войны в лесу.)

Сколько частей имеет текст-повествование?( 3.)

Какие это части? (Начало, основная часть, концовка.)

К чему приложил пулемет боец? (К березе.)

Почему ветка с гнездышком упала? (Ее отбило осколком мины.)

Что сделал солдат? (Прикрепил гнездо к другой ветке березы.)

2). Деление текста на части и составление плана.

Составим план текста.

Найдите и прочитайте первую часть К.., читай. (Шла война. …по врагу.)

Назовите основную мысль в этой части. (Шел бой.)

Как ее озаглавим? (Учитель на доске пишет названия пунктов плана.)

Прочитайте вторую часть, основную. (Недалеко разорвалась мина . осколком отбило ветку с соловьиным гнездом. ….)

Назовите основную мысль в этой части. (Гнездо упало.)

— Прочитайте третью часть, заключительную. (Враг отступил. Бой отдалялся….)

Назовите основную мысль в этой части. (Гнездо вновь на дереве.)

Физминутка

3). Орфографическая работа

Объясните написание слов. Какие орфограммы есть в этих словах? (Работа по тексту.)

(Пулемёт, осколком, отбило, прикрепил.- Данные слова выписать заранее на доску.)

5. Пересказ текста по частям.

— Перескажем текст по плану. (Каждую часть рассказывает один ученик.)

— На листочках запишите число, ниже – изложение, ниже – название. План переписывать не надо, он будет на доске.

— Закройте учебники, отложите на край стола. Прослушайте еще раз текст.

— Приступайте к работе.

6. Подведение итогов

Послушайте изложение М…

Понравился ли вам текст, с которым мы работали?

7. Домашнее задание: записать пословицу на тему «Родина». Указать части речи.

Конспект урока по русскому языку на тему «Типы текстов: повествование, описание, рассуждение»

Задачи: совершенствовать знания учащихся о типах текстов; выработать умение распознавать типы текстов по их характерным признакам; способствовать развитию аналитических способностей учащихся (умение сравнивать, анализировать, обобщать), связно выражать свои мысли.

Стимулировать познавательную активность, создавать положительную культурно – речевую среду.

Содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.

Оборудование: примеры текстов, дидактический материал, предметные картинки к повествованию, описанию, индивидуальные карточки.

Тип урока: изучение нового материала.

Межпредметная связь: русская литература, развитие речи.

План и ход урока.

І. Подготовительный этап.

Добрый день, дети! Начался урок русского языка и девиз нашего урока я предлагаю такой:

Думать колективно.

Действовать – оперативно,

Спорить – доказательно,

Это для всех обязательно.

  • Дополняя наш девиз, я желаю, чтобы урок прошел организованно, а вы?

«Микрофон»

  • Активно, результативно, интересно, творчески, внимательно, уверенно, выразительно, дружно, эмоционально и т.д.

Работа в парах.

Проблемная ситуация: «Ты поделился с другом секретом, а выясняется, что вскоре секрет стал известен всем».

Задание парам:

  • Как ты поступишь? («Я попросила бы так больше не делать», «Я бы с ней поссорилась», «Я бы тоже рассказала обо всех ее секретах» )

  • Что скажешь другу? («Я думаю, что тебе стыдно и ты исправишься», «Как ты мог?», Я скажу другу, что ты предатель»)

  • Продолжится ли ваша дружба? (Я бы дружбу не продолжала», «Я бы ее простила»)

  • Подумайте и выскажите свое мнение относительно ситуации.

  • Какой из ответов в каждой группе можно назвать толерантным, добрым?

  • Вы знаете, в жизни мы делаем много ошибок и нужно научиться прощать. Настояний друг – это тот, котрому можно доверить тайну, тот, который подскажет, поможет, посоветует. Я думаю ваши ответы были правдивими и честными.

Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду скажет.

ІІ. Основной етап.

Слова – лекарства.

Здоровье – ваше богатство! Чтобы сберечь его, примите совет – регулярно пользуйтесь лекарствами. Лекарства эти – слова. Слово – тончайшее прикосновение к сердцу. Оно может стать живой водой. Чудесные лекарства состоят из доброжелательных слов, взглядов, улыбок. Приучайтесь к ним, ребята! И тогда в вашем классе всегда все будут здоровы и добры.

— О чем говорится в тексте?

— Каждый из вас выбрал предложение, скажите, что называется предложением?

— Какие бывают предложения?

— Что такое «грамматическая основа»?

— Составьте предложения с обращениями, которые стоят в начале, середине, конце предложения.

— Какими бывают сложные предложения?

— Какими союзами они могут соединяться?

Очень – очень странный вид: речка за окном горит, чей — то дом хвостом виляет, песик из ружья стреляет, мальчик чуть не слопал мышку, кот в очках читает книжку, старый дед влетел в окно, воробей схватил зерно.

Да как крикнет улетая: Вот, что значит запятая!»

— Скажите, можно это назвать текстом? Почему? (запятые стоят не правильно; так не бывает в жизни)

— На письме без запятых обойтись невозможно, если не правильно поставить запятую, то меняется смысл прочитанного. Помните в сказке «Двенадцать месяцев» запись, в которой принцесса должна была поставить запятую: «Казнить нельзя помиловать».

— Сегодня мы научимся распознавать тексты по характерным признакам и научимся работать в парах и коллективно.

— Известны три типа текстов: повествование, описание и рассуждение.

  • В повествовании рассказывается о последовательных действиях (что было вначале, дальше, как развивались события, действия? К такому тексту можно сделать несколько рисунков.

«Ночью был сильный шторм. Свирепо дул ветер. Весь дом содрогался от бури. Грозно ухали морские волны. К утру шторм постепенно стих. Наташа и Сережа пошли прогуляться к морю. Девочка подняла с песка маленького беспомощного рачка. Ночью волны выбросили его на морской берег. Рачок слабо шевелил лапками. Наташа бросила беднягу в воду. Он закувыркался в зеленой воде и быстро уплыл. В прибрежной лужице на боку плавала рыбка. Мальчик поймал ее и поскорее выпустил в море. Потом Сережа нашел двух беспомощных улиток. Они почти высохли и тоже нуждались в помощи. В этот день Сережа и Наташа спасли много морских жителей.»

— Русские народные сказки тоже могут выступать в качестве примера текстов-повествований. В их структуре отчетливо просматривается завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка действия. Повествование встречается в художественной и научной литературе, а также во всех жанрах разговорного стиля.

— Составление диалога — работа в парах.

  • В описании даются признаки, качества, свойства предмета (главный

вопрос – какой предмет?). К описанию достаточно одного рисунка.

Барсук – это довольно крупный, до 90 см (а с хвостом и более метра), зверь с серебристо-серой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – чёрная полоса. Лапы сильные с крепкими когтями. Этими лапами он роет норы, ловко выкапывает корешки, эти лапы служат ему и для обороны.

— В этом тексте описывается внешний вид барсука.

— Попробуйте описать внешность вашего одноклассника.

  • В рассуждении выявляем причины событий, их связь (требуется ответить на вопрос почему?). Рассуждение нельзя нарисовать или сфотографировать.

Когда люди уходят, после них остаются вещи. Вещи безмолвно свидетельствуют о самой древней истине – о том, что они долговечнее людей. Неодушевлённых предметов нет. Есть неодушевлённые люди. Без вещей Пушкина, без природы пушкинских мест трудно понять до конца его жизнь и творчество. Это хорошо знали ещё современники поэта, и лучше всех Александр Иванович Тургенев, писавший о доме Пушкина, о соснах, сирени, гульбище и многом другом в Михайловском.

— Давайте составим монолог – рассуждение на тему: «Я люблю математику». Объясните, почему?

— В художественных произведениях встречаются все типы текста: описание внешности героя, повествование о сменяющихся действиях и рассуждение о причинах и следствиях поступков героев.

Гимнастика для глаз.

 Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

 Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

 Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Рисование носом.

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т. д.

— Определить тип текста и списать понравившийся.

  • Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).

  • На дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А.Чехову).

  • Собака – ваша тень, ваше второе безмолвное “я”. Собака следует за вами повсюду. Она умеет дружить, умеет быть бескорыстной, благородной. Собака по-настоящему добра и способна глубоко переживать горе. Собака – бесценный помощник.

— Дано начало трех текстов. К какому типу текста можно отнести каждый из них, судя по началу. Докажите.

  • У меня есть младший брат. Зовут его Толя. У него густые золотисто – оранжевые волосы, жесткие, как щетка, и вьющиеся. Большие голубые глаза, курносый нос, пухлые губы и алые щеки…

  • Вышли мы с братом однажды погулять. Вдруг навстречу нам мои школьные друзья. Они позвали нас кататься на лыжах. Мы согласились…

  • У меня есть младший брат. Я очень привязан к нему. И вот почему…

— Дан текст:

В море много рыб и животных. Акул называют морскими разбойниками. Они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.

— Назовите, где в этом тексте вступление, что нужно доказать, доказательства, вывод.

ІІІ.Заключительный этап.

_ Чтобы прочными были ваши знания, даю вам специальное задание – работа коллективная, творческая. Написать заметку о животном из семейства кошачьих (кот, тигр), используя любой вид текста.

— Выберите фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу  работу сегодня:

Шевелить краем уха

Шевелить мозгами

Хлопать ушами

На мой взгляд, вы хорошо поработали и честно заслужили на отдых.

ДОКУЧАЕВСКАЯ СОШИ №27 МОН ДНР

ТИПЫ ТЕКСТОВ: ПОВЕСТВОВАНИЕ, ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ.

(ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ)

ПОГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ – ДЕФЕКТОЛОГ

Л.В. ШАПОВАЛОВА

2014 – 2015 УЧ. ГОД

Урок «Повествование» 5 класс

Раздел: Текст. Типы речи.

Урок № 3.

Тема: Повествование.

Цели урока:

Учащиеся

— узнают, что в тексте-повествовании обычно говорится о действиях и событиях, что к тексту-повествованию можно задать вопрос что произошло? и получить ответ из самого текста, что текст-повествование можно поделить на части.

— научатся определять текст-повествование и его части; пересказывать текст-повествование по плану.

— будут развивать речь, мышление, внимательность, память.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие и сообщение целей урока.

  1. Основная часть урока.

    1. Повторение.

Проверка выполнения упражнения домашнего задания.

Работа по вопросам по теме «Стили речи»:

  1. Какие стили речи вы знаете?

  2. Дайте характеристику научному стилю речи.

  3. Дайте характеристику художественному стилю речи.

  4. Где используется научный стиль речи?

  5. Где используется художественный стиль речи?

  6. Приведите примеры.

    1. Актуализация знаний.

Прочитайте текст.

Был такой случай на войне. Нейтральная полоса проходила по поляне у леса. С обеих сторон – пальба. И вдруг из кустов на самое видное место выбегает зайчишка. Поразительно! С обеих сторон пальба прекратилась. А заяц посидел, почесал задней длинной ногой за ухом и очень неспешно вернулся опять в кусты. А в кустах соловей щёлкал! Удивительно! Думаю, в тех и других окопах тогда подумали: «Вот она, жизнь. А мы стреляем, стреляем…»

(По В.М.Пескову)

О чём повествуется в тексте?

Озаглавьте его.

Найдите и прочитайте предложение, в котором, по вашему мнению, сформулирована основная мысль текста. Докажите.

    1. Формирование новых знаний.

Выводы (ответ скрыт в вопросе: О чём повествуется в тексте?):

Повествование – это тип речи, в котором обычно говорится о действиях и событиях (что было сначала, потом, затем…и наконец). Повествование отвечает на вопрос что произошло?.

    1. Закрепление знаний и развитие умений и навыков.

Выполнение упражнения № 131.

Прочитайте и озаглавьте текст.

В воздухе не было видно ни одного стрижа. До самого вечера они не появлялись около своих гнёзд. Это нас заинтересовало. Не могут же пуховые птенцы стрижей оставаться так долго без пищи, да ещё на таком холоде! У нас руки мёрзли в то утро и пар шёл изо рта.

Мы пошли посмотреть, живы ли птенцы. В гнезде оказалось два мёртвых птенца. Одного из них мы взяли в палатку, положили в коробку.

Рано утром нас разбудил знакомый крик стрижей над самой палаткой. Яркое солнце сушило камни и траву. Стрижи как ни в чём не бывало носили корм птенцам. Но они же умерли! Мы бегом отправились туда. Птенец в гнезде ожил!

(По М.Д.Звереву)

О чём повествуется в тексте?

Найдите части текста-повествования. Озаглавьте каждую часть. Перескажите текст по плану.

Сравните два текста. Что общего между ними?

Выводы:

Текс-повествование имеет начало, середину и конец.

Рассмотрим схему текста-повествования (упражнение № 132):

  • Завязка (начало события)

  • Развитие события

  • Кульминация (наивысшее напряжение в развитии события)

  • Развязка (результат развития события)

Это основные части текста-повествования.

  1. Заключение урока.

    1. Рефлексия.

Что я узнал(а).

Что в тексте-повествовании обычно говорится о действиях и событиях. К тексту-повествованию можно задать вопрос что произошло? и получить ответ из самого текста; что текс-повествование можно разделить на части, и если озаглавить каждую часть, то получится план пересказа этого текста..

Чему я научился(лась).

Определять текст-повествование и его части, название частей. Пересказывать текст-повествование по плану.

    1. Оценивание работы учащихся на уроке.

Лист оценивания

В графе «Повторение» ставятся «+» за выполнение упражнения домашнего задания и по количеству отвеченных вопросов.

В графе «Актуализация» ставится «+» при участии.

В графе «Формирование» ставятся «+», если принимал участие в формулировании выводов.

В графе «Закрепление» ставится «+», если задания выполнены.

Выполнение заданий

Повторение

Актуализация

Формирование

Закрепление

вопр

вопр

вопр

пересказ

заголовок

Осн.

мысль

заголовок

план

пересказ

Оценка «5»

Выполнение заданий

Повторение

Актуализация

Формирование

Закрепление

д/з

вопр

вопр

пересказ

заголовок

Осн.

мысль

заголовок

план

пересказ

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Оценка «3»

Выполнение заданий

Повторение

Актуализация

Формирование

Закрепление

д/з

вопр

вопр

пересказ

заголовок

Осн.

мысль

заголовок

план

пересказ

+

+

+

+

+

Оценка «2»

Выполнение заданий

Повторение

Актуализация

Формирование

Закрепление

д/з

вопр

вопр

пересказ

заголовок

Осн.

мысль

заголовок

план

пересказ

Оценка «4» ставится, если учащийся работал лучше, чем на «3», но хуже чем на «5».

    1. Домашнее задание: выполнение упражнения № 134; знать, что такое повествование, из каких частей состоит текст-повествование; уметь определять стиль речи текста.

Литературные источники:

  1. З.К.Сабитова, В.К.Павленко «Русский язык» Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Рекомендовано Министерством образования и науки Республики Казахстан. 3-е издание, переработанное. Алматы «Атамұра» 2015. С.32-35.

  2. М.Р.Кондубаева, В.К.Павленко, Т.А.Абжанова, Ф.Г.Брулева «Русский язык» Методическое руководство для учителей 5 класса Общеобразовательной школы. Алматы «Атамұра» 2015.

  3. «Руководство для учителя» Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. Центр педагогического мастерства. 2014 г.

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о