5 класс художественный стиль речи – План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Урок русского языка в 5 классе по теме: «Художественный стиль текста»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему:«Р/р. Художественный стиль речи (творческая мастерская)»

2.

Актуализация знаний

Нашим проездным билетом будут правильные ответы на вопросы.

1.Фронтальный опрос

О чём мы говорили .на предыдущих уроках по развитию речи?(о стилях речи)

Дайте определение стилю речи (Стиль речи – это особенность речи, которая зависит от места, времени, цели общения между людьми. В нём используются особые языковые средства).(слайд2)

На какие группы делятся все стили речи? (Стили речи делятся на две группы: разговорный и книжные).

Какие стили речи относятся к книжным? (К книжным стилям относятся научный, публицистический, официально – деловой, стиль художественной литературы) (слайд 3)

С какими из данных стилей мы знакомимся в этом учебном году? (В этом учебном году мы знакомимся с тремя стилями: разговорным, научным и художественным)


 

2. Проверка индивидуального задания.

*Сочинение на лингвистическую тему: «Стили речи».

3. Работа в парах (результаты в оценочный лист) Определите стили речи в данных отрывках, доказать. (слайд 4)

1) – Смотри, малыш, какое красивое дерево.

— А как оно называется?

— Береза. Это единственное дерево с такой корой.

— Она гладкая и теплая, правда, мам?

2) Береза – род деревьев и кустарников семейства березовых, произрастающих в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. В России насчитывается около 50 видов (разговорный и научный стили) (слайды 5-8)

Размышляют и находят ответы на вопросы учителя.

Выслушивают предположения одноклассников, соглашаются или не соглашаются с чужим мнением,


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Выслушивают предположения одноклассников, соглашаются или не соглашаются с чужим мнением, выполняют упражнение по заданию учителя.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Коммуникативные: работают коллетивно обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

: принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач


 

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы, задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, вывод.

Презентация 5 класс Художественный стиль

Стиль художественной литературы Художественный стиль речи

Стиль художественной литературы

Художественный стиль речи

Это самый богатый стиль речи, т.к. он вбирает в себя все остальные. В нём наиболее ярко отражается общенародный язык во всём его многообразии и богатстве, он становится явлением искусства, средством создания художественной образности. В этом стиле наиболее широко представлены все стороны языка: словарный состав со всеми прямыми и переносными значениями слов, грамматический строй со сложной системой форм и синтаксических типов.
  • Это самый богатый стиль речи, т.к. он вбирает в себя все остальные. В нём наиболее ярко отражается общенародный язык во всём его многообразии и богатстве, он становится явлением искусства, средством создания художественной образности.
  • В этом стиле наиболее широко представлены все стороны языка: словарный состав со всеми прямыми и переносными значениями слов, грамматический строй со сложной системой форм и синтаксических типов.
Эстетическая- главная функция (художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать). Отражение, преображение всех сторон действительности, использование их как объектов творчества Воздействие на читателя
  • Эстетическая- главная функция (художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать).
  • Отражение, преображение всех сторон действительности, использование их как объектов творчества
  • Воздействие на читателя
Эстетическая- главная функция (художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать). Отражение, преображение всех сторон действительности, использование их как объектов творчества Воздействие на читателя
Эстетическая- главная функция (художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать). Отражение, преображение всех сторон действительности, использование их как объектов творчества Воздействие на читателя Эстетическая- главная функция (художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать). Отражение, преображение всех сторон действительности, использование их как объектов творчества Воздействие на читателя
Эстетическая- главная функция (художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать). Отражение, преображение всех сторон действительности, использование их как объектов творчества Воздействие на читателя Отличительные языковые черты художественного стиля речи В языке художественной речи всеобъемлюще отражаются и словарный состав, и грамматический строй речи во всём богатстве и многообразии.  Являясь частью литературного языка, язык художественной литературы вместе с тем выходит за его пределы, поскольку включает в себя и языковые средства, находящиеся за рамками современного русского литературного языка: диалектизмы, просторечия, жаргонизмы и т.д.

Отличительные языковые черты художественного стиля речи

  • В языке художественной речи всеобъемлюще отражаются и словарный состав, и грамматический строй речи во всём богатстве и многообразии.
  • Являясь частью литературного языка, язык художественной литературы вместе с тем выходит за его пределы, поскольку включает в себя и языковые средства, находящиеся за рамками современного русского литературного языка: диалектизмы, просторечия, жаргонизмы и т.д.
Конкретные слова: не птицы, а грачи, скворцы, ласточки и т.д.; не сказал, а напомнил, предупредил, посоветовал.  Слова в переносном значении: море огней, спит земля .  Эмоционально-оценочные слова: а) с уменьшительно-ласкательными суффиксами: берёзка, ключик, звёздочка , серенький ; б) с суффиксом –оват- (-еват-): сладковатый, синеватый.  Глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия ( зацвёл сад ).  Глаголы настоящего времени вместо прошедшего. ( Ходил я за грибами. Вдруг вижу…) Предложения вопросительные, побудительные. Предложения восклицательные.
  • Конкретные слова: не птицы, а грачи, скворцы, ласточки и т.д.; не сказал, а напомнил, предупредил, посоветовал.
  • Слова в переносном значении: море огней, спит земля .
  • Эмоционально-оценочные слова: а) с уменьшительно-ласкательными суффиксами: берёзка, ключик, звёздочка , серенький ; б) с суффиксом –оват- (-еват-): сладковатый, синеватый.
  • Глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия ( зацвёл сад ).
  • Глаголы настоящего времени вместо прошедшего. ( Ходил я за грибами. Вдруг вижу…)
  • Предложения вопросительные, побудительные.
  • Предложения восклицательные.
Основные жанры художественного стиля (по родам литературы)

Основные жанры художественного стиля (по родам литературы)

Основные жанры художественного стиля (по родам литературы)
Изобразительно-выразительные средства языка Тропы это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого.

Изобразительно-выразительные средства языка

  • Тропы это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого.
Изобразительно-выразительные средства языка Тропы это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого.
Изобразительно-выразительные средства языка Тропы это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого. Изобразительно-выразительные средства языка Тропы это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого. Изобразительно-выразительные средства языка Тропы это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого. Изобразительно-выразительные средства языка Тропы это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого. Изобразительно-выразительные средства языка Тропы это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого. Изобразительно-выразительные средства языка Тропы это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого. Изобразительно-выразительные средства языка Тропы это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого. Изобразительно-выразительные средства языка Тропы это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого. Изобразительно-выразительные средства языка Тропы это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого. Называние целого через его часть или наоборот. Пример: Стокгольмы и Босфоры; все флаги в гости будут к нам.
  • Называние целого через его часть или наоборот.
  • Пример: Стокгольмы и Босфоры; все флаги в гости будут к нам.

Урок русского языка в 5 классе по теме «Художественный стиль. Метафора».

Тема: «Художественный стиль речи. Метафора».

Цели урока:

Обучающая:

* раскрыть особенности художественного стиля, познакомить со сферой его использования

* дать понятие о метафоре как о средстве выразительности

Развивающая:

* развивать творческие способности учащихся, устную и письменную речь

* развивать художественное видение, пространственное и образное мышление, воображение

Воспитывающая:

* воспитывать любовь к русскому языку, красоте художественного слова

*воспитывать интерес к различным произведениям искусства, интерес к творчеству отдельных поэтов.

На уроке использованы:

1. Карточки с текстами и заданиями к ним для учащихся.

4. Учебник Е. И. Никитиной «Русский язык. Русская речь. 5 класс, учебник для ОУ – М., Дрофа, 2012.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация:

Отгадайте загадку:

На травинке солнце бьётся,

С ветерком на небо рвётся.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.

В. Фетисов.

-Главная героиня сегодняшнего урока – ромашка.

2. Проверка домашнего задания.

— Какие стили речи вы знаете?

-Для чего нужен разговорный стиль?

-Что вы знаете о научном стиле?

— Знаком ли нам художественный стиль речи?

3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы снова остановимся на художественном стиле речи.

— Как вы считаете, что необходимо более подробно рассмотреть в художественном стиле?

4. Усвоение нового материала.

-Сравним два текста и определим, к какому стилю речи они относятся.

ТЕКСТ №1

1)Ромашка,-и, ж. Травянистое растение семейства сложноцветных с одиночными цветками, у которых лепестки обычно белые, а середина желтая. (Толковый словарь русского языка)

ТЕКСТ №2

2) стихотворение А.Фета? «МАЛЕНЬКОЕ СОЛНЦЕ» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ «РОМАШКИ»)

Маленькое солнце на моей ладошке, —

Белая ромашка на зеленой ножке.

С белым ободочком желтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

Зацвели ромашки – наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты.

В глиняном кувшине, в банке или чашке

Весело теснятся крупные ромашки.

— Какой текст больше понравился? Почему?

-Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?

Это художественный стиль, цель которого воздействовать на читателя.

— Какую картину вы представляли, когда слушали стихотворение А.Фета? «МАЛЕНЬКОЕ СОЛНЦЕ»

-Какова главная особенность художественного стиля речи?

Создание художественных образов

— Что помогло нам представить ромашку, как живую, наделённую настроением?

— Найдите в стихотворении слова в переносном значении.

— Как называется данный приём в литературе? Это метафоры.

Стр. 78 прочитайте теоретический материал о метафоре.

— Что мы узнали о метафоре?

— Запишите в тетрадь последнее предложение из этого определения. Объясните графически постановку тире.

-Найдите в стихотворении олицетворение. Что такое олицетворение?

Вид метафоры, когда неживому предмету приписываются признаки живого существа, называется олицетворением. (олицетворение в стихотворении о ромашке (последняя строка)

5. Практическая работа.

Метафоры встречаются почти во всех стихах и особенно в загадках.

1. Упражнение «Добавь словечко, чтобы получилось стихотворение».

1)Погляди-ка из оконца,

Там – ромашка,

Капля .. (cолнца).

2) Распустились ромашки на поле,

Много – много красивых цветов.

И колышется белое.. (море) –

Как мечта из несбыточных снов!

3) В поле расцвела ромашка-

Белоснежная.. (рубашка),

Лепесточки раз и два…

Все резные.. (кружева).

2. Загадки.

Стр. 73 упр. 130.

— Прочитайте загадки. Отгадайте.

-На каком художественном приёме построены загадки? МЕТАФОРА.

— Как рождается загадка?

Стр. 74 (рассмотрите рисунок и расшифруйте его).

— Назовите признаки метафорической загадки. (стр. 75)

Упр. 135 (Прочитать, записать отгадки.)

  1. Снег

  2. Зима

  3. Река

  4. Опята

  5. Журавль (колодец)

  6. Лыжи

  7. Ягода

  8. Радуга.

Упр. 133 (соберите загадки, запишите)

Упр. 134 (сочинить загадку про зонт)

7. Обобщение изученного материала и выводы по уроку.

-Итак, сегодня на уроке мы подробнее изучили художественный стиль речи. Обобщим изученное.

Вопросы.

— Назовите особенности художественного стиля.

— Где используется художественный стиль?

— Что такое «метафора»?

8. Домашнее задание: упр. 142. (Олицетворение)

Урок окончен.

«Художественный стиль» 5 класс

Начало урока

I. Организационный момент.

— Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. 

Учитель приветствует учащихся на трех языках: казахском, русском, английском.Деление на группы.

II. Актуализация знаний. Учитель предлагает прочитать статью и опираясь на слова стихи — өлең, проза — кара сөз догадаться, о чем будет идти речь на данном уроке.

(Деятельность учащихся) К Прогнозирование учащимися темы урока.

http://collegy.ucoz.ru/load/36-1-0-2062

Учебник. Часть 1

Середина урока

III. Изучение нового материала

(К) Восстановление в памяти основных грамматических терминов: стиль речи, разговорный стиль, художественный стиль.

(К) Послушайте стихотворение. Постарайтесь мысленно «увидеть» нарисованную в нём картину. Укажите стиль.Стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…», работа с карточкой-информатором.

Метод «Атака вопросами». Уч-ся предлагается ответить на вопросы, данные в учебнике.

(К) Просмотр презентационного материала, составленный учеником.

(IV. Освоение изученного материала

(К)Возьмите на заметку. Чтобы оказывать эмоциональное воздействие на читателя, поэты и писатели используют приём контраста (қарама-қарсылық).

(И) Работа в тетрадях

упр. 61. Докажите, что автор использует в своём стихотворении приём контраста. Заполните сравнительную таблицу, включив характеристики следующих художественных образов.

Упр.62 Прочитайте ещё раз стихотворение. Какие слова надо выделять голосом? Какой художественный приём использовал автор при изображении Зимы и Весны? Докажите словами из текста.

Упр. 63. Составьте стихотворения «Я» (деятельность учащихся)ученики должны написать от лица героев прочитанного стихотворения: от имени Зимы и от имени Весны. Прочитать получившиеся стихи.

Упр.64. Ознакомьтесь с анализом стихотворения Ф. И. Тютчева, который подготовила ученица. Что вы можете добавить?

Упр.65. (деятельность учащихся) читают еще одно стихотворение, опираясь на карточку-информатор и отвечают на вопросы: Какая картина вам представляется? Какие образные слова помогают увидеть её? Какие звуки в словах в начале стихотворения помогают нам услышать грохотание грома? Какое чувство вызывает чтение этого стихотворения? О каком времени года идёт речь? Как вы догадались? — Прочитайте про себя это стихотворение. Определите тему, сформулируйте основную мысль стихотворения и запишите. Выпишите ключевые слова, которые помогли поэту раскрыть основную мысль стихотворения.

Физкультурная минутка

  1. Закрепление изученного материала

(И) (Деятельность учащихся) упр.67. Вспомните, как называется художественно-изобразительное средство языка, когда свойства одушевлённых предметов переносятся на неодушевлённые при изображении природы. Использует ли его Ф. И. Тютчев в стихотворении «Весенняя гроза»? Докажите словами из текста.

Упр.68. Вот несколько ярких картинок, увиденных разными ребятами. Представьте себе каждую из них. Какие среди них зимние, какие — осенние?

Учебник. Часть 1

http://all-biography.ru/prezentaciya/tutchev-biografiya-i-lirika

Физкультурная минутка.

ТУЧКИ

У тучек сегодня

Плохие прически,

(Круговое движение руками перед собой.)

Тучки рыдают,

Капают слезки:

(Наклоны головы вправо-влево, руки на голову.)

А-а-а! А-а-а!

(Встряхивание кистей.)

Ивушки плачут,

Плачут березки,

(Руки поднять вверх, плавные движения руками вправо-влево.)

С листиков капают,

Капают слезки:

(Опускание рук со встряхиванием кистей.)

А-а-а! А-а-а!

(Поворот туловища направо, правую руку в сторону.)

Плачут деревья,

Тучки и ветер:

(Наклоны туловища вправо-влево, руки положить на голову.)

А-а-а а-а-а!

(Руки поднять вверх и расслабленно опустить вниз со встряхивающими движениями кистей.)

Техноогическая карта урока руского языка в 5 классе «стили речи»

3.

Получение новых знаний.

  1. Вхождение в тему

— Чтобы понять, какова же тема нашего урока, посмотрите сценку.

Вопросы к классу:

-Ребята, почему бабушке удалось то, что не получилось у деда, ведь оба они рассказывали внуку одну и ту же сказку?

-Какую цель ставили перед собой дед и бабка: воздействовать , сообщить или создать образ?

2)Объяснение учителя

Общаясь, мы ставим перед собой цель- сообщить о чем-то в устной и письменной форме; поговорить, пообщаться, обменяться мнениями, информацией, спросить о чем-то; пробудить чувство сопереживания, радости, негодования, воздействовать на человека.

Итак, речь, ее цель- общение, сообщение, воздействие. Исходя из цели, мы используем стиль речи

Стиль речи продиктован речевой ситуацией( Р.С.) Р.С. определяется ответами на три вопроса: с кем? Где? С какой целью?

3 )Показ презентации.

Демонстрация слайдов

(12 мин.)

Учитель объясняет новую тему, опираясь на презентацию, включая в разговор ребят.

В речи человека используются самые разные слова, разные по построению предложения. Это определяется тем, с кем говорим, где говорим, с какой целью .В зависимости от по-особому построенные предложения. Этот стиль речи допустим в общении с близкими людьми, а в художественных произведениях—в диалоге, в речи героев.

Разговорному стилю противопоставлены книжные стили. Сегодня мы будем говорить о таких книжных стилях, как художественный и научный.

Художественный стиль призван воздействовать на ум, чувства человека, поэтому в нем обилие изобразительно- выразительных средств, способствующих созданию образа. Он используется в художественных произведениях. Предложения разные по ц ели высказывания, по структуре.

В научном стиле дается краткая, точная информация (сообщение, объяснение). В нем- термины, то есть слова научные, с прямым значением. Цель этого стиля- дать научные сведения, например, правила по русскому языку.

Разговорный стиль- речь для одного, неофициальная обстановка, общении, диалог.

Книжные стили подразделяются на:

Художественный стиль-речь для многих, официальная обстановка, цель- воздействие, создание образа словами,

Научный- речь для многих, официальная обстановка, цель—сообщение, наличие терминов.

Слушают учителя , смотрят инсценировки.

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, не перебивать друг друга.

Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию

Познавательные:

объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе

исследования

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Урок русского языка в 5 классе по теме: «Художественный стиль текста»

Тема урока: «Художественный стиль речи» (творческая мастерская)

Цели урока.

     Предметные: создание условия для формирования представления о художественном стиле речи и его особенностях, умения создавать тексты художественного стиля с использованием разного вида художественных средств; закрепление знаний о тропах.

     Метапердметные: личностные – формирование эстетического вкуса; регулятивные – формирование умения организовать взаимодействие со сверстниками для продуктивной работы в группе, самостоятельную творческую работу, оценивать собственную и чужую работу на этапе обсуждения сочинений; коммуникативные – овладение письменной и устной речью, умение оценивать письменные высказывания с точки зрения её языкового содержания; познавательные – самостоятельное формулирование познавательной цели, выполнение логических операций (сравнения, классификации).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте. Сегодня я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие — путешествие в творческую лабораторию  одного писателя. Мы попытаемся приоткрыть секреты мастерства Сергея Александровича Есенина и попробуем свои творческие силы. Работать мы будем  в группах.

  1. Актуализация знаний.

-Нашим проездным билетом будут правильные ответы на вопросы. О чем мы говорили на прошлом уроке? (о стилях речи) Какие стили речи мы знаем?

— Определите стили речи в данных отрывках (прослушать отрывок, нарисовать схему речевой ситуации)

1) – Смотри, малыш, какое красивое дерево.

    — А как оно называется?

    — Береза. Это единственное дерево с такой корой.

    — Она гладкая и теплая, правда, мам?

2) Береза – род деревьев и кустарников семейства березовых, произрастающих в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. В России насчитывается около 50 видов. (Дети зарисовывают схемы, проверяем)

— Какой стиль речи не встретился? (художественный). Молодцы, все справились с заданием. В путь!

  1. Тема нашего урока «Художественный стиль речи» (слайд 1). Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? (дети высказывают предположения, учитель подводит итог)
  2. Работа с текстом. Текст у каждой группы распечатан. Подготовленный ученик читает его выразительно.

— Можно ли считать, что это стихотворение относится к художественному стилю? Докажите свою точку зрения. (Главный признак – это употребление слов в переносном значении – тропов). Действительно, Сергей Александрович Есенин – великий мастер слова. Многому можно поучиться, заглянув в его лабораторию. Давайте начнем с повторения понятий, которые нам могут понадобиться.

— Какие художественные средства вы знаете? (слайд 3)

6.    Задание для групп:

— Найдите в стихотворении сравнения, эпитеты, олицетворения, метафоры (записать словосочетания в таблицу).

7.  Обсуждение получившихся результатов, сверяем с доской (слайд 4-7).

-Сделайте вывод об особенностях художественного стиля.

      7.   Береза – уникальное дерево. «Страной березового ситца» называл Сергей Есенин Россию, потому что это единственное дерево с белой корой растет только у нас. Писатели и поэты воспевали березу в своих произведениях.

   Мы с вами не художники слова, а только учимся, поэтому давайте попробуем подобрать тропы, помогающие описать березку.   (Групповая работа). Дети записывают в тетрадях, подобранные тропы (работа 5 минут). Обсуждаем получившееся, отмечаем наиболее удачные. Можно дописать в тетрадь те словосочетания, которые понравились. Подобранные сравнения и эпитеты помогут написать небольшую творческую работу.

  1. Мы увидели с вами, что найти нужные слова, передающие отношение автора к описываемому предмету не так легко. А теперь давайте попробуем составить текст. Задание: написать сочинение-миниатюру, опираясь на записанные словосочетания. Работа на 5-7  минут под тихую музыку П.И.Чайковского «Времена года. Зима. Январь»
  2. Чтение и обсуждение 3-4 работ.
  3. Подведение итогов. Что вы узнали на уроке?  Выполнили ли поставленные цели? Чему научились? Над чем ещё нужно поработать?
  4. Домашнее задание на выбор учеников (разноуровневое):
  1. Нарисовать березку такой, какой  она будет в ваше любимое время года.

Написать текст (5-7 предложений), описывающих вашу картину.                                  

  1. Составить вопросы викторины  по художественным   средствам языка (с примерами)
  2. Упр.      Списать, подчеркнуть слова в переносном значении, определить вид тропа.

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о